Засекреченная трагедия: как 200 человек погибли на Волге в Горьком в 1949 году

Об аварии, произошедшей на Волге в октябре 1949 года, сведений почти нет — она была сразу же засекречена.
Засекреченная трагедия: как 200 человек погибли на Волге в Горьком в 1949 году


Около 14 часов 7 октября 1949 года небольшой пассажирский теплоход №6, названный в народе «фильянчик» или «финляндчик», так как суда этого типа строились по заказу  компании «Общество финляндского лёгкого пароходства», отчалил от Горьковской пристани и вышел в рейс до Бора, расположенного на противоположном берегу Волги.

Во время пересечения судового хода в борт пассажирского судна врезался сухогрузный теплоход «Чувашия» (тип «Большая Волга», Горьковской постройки 1949 года).

Пассажирское судно моментально опрокинулся и затонуло. Сколько людей было тогда на судне, до сих пор точно неизвестно. По официальной информации, на тот рейс был продан 171 билет, но спасшиеся очевидцы утверждают, что судно было заполнено полностью, то можно предположить, что было штатных 260 пассажиров, так как многие ехали без билета.

Официальная информация о трагедии не сообщалась и была отображена лишь в уголовных делах. Руководитель архивного отдела администрации городского округа Бор Екатерина Никанова совершенно случайно обнаружила эти документы, пишет «Комсомольская правда».

«Местные жители, конечно, между собой обсуждали, что такой случай был – но никто не знал, что стало его причиной и сколько человек погибло. В городе даже не стали объявлять официальный траур. Хотя трагедия так или иначе задела почти каждую семью. Власти настоятельно порекомендовали родственникам погибших хоронить своих в разные дни, чтобы не нагнетать панику. и даты на могилах стали ставить другие — не 7 октября, а 8-е или даже 9-е», — говорит она.

«финляндчик»
Однотипный теплоход №15.


«Новость о случившемся быстро разлетелась по всему городу. На берегу стояли грузовые машины, которые забирали всех, кто был жив, и увозили в ближайшую баню, чтобы отмыть от мазута и отогреть. Все суда, находившиеся неподалеку от места происшествия, бросились на помощь. Больше всего спас теплоход «Валерьян Куйбышев» - на него подобрали 70 человек, на теплоход «Стрежень» подняли 17 человек, на «Стремительный» — 10 человек», — продолжает Никанова.

Об ответственности виновных в трагедии – капитана и экипажа судна – в документах сказано скупо: «Приговорены к 10 годам лишения свободы». Но сами уголовные дела не сохранились ни в одном из архивов силовых ведомств региона. Наказание понесла и команда «Чувашии» — те же десять лет лишения свободы.

В госархиве Нижегородской области два документа упоминают о трагедии: материал с бюро обкома Горьковского ВКП(б) от 7 октября с сообщением начальника Волжского пароходства Карпова об аварии и решением создать комиссию по расследованию и заслушать ее доклад 10 октября. А затем протокол бюро обкома от 10 октября, где согласно анализу, проведенному журналистами с помощью архивистов, «засекреченный» пункт 11 — «вопрос особой папки» — и есть, скорее всего, вопрос об аварии, продолжает «Нижегородский рабочий».

Одной из спасшихся пассажирок была Нина Ивановна Гинзбург, к тому времени — супруга известного физика-ядерщика, лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга.

Возврат к списку