Лайнер «Максим Горький»: какая историческая встреча произошла на его борту в 1988 году

25 лет назад на борту лайнера «Максим Горький», ошвартованного у берегов Мальты, прошла историческая встреча глав СССР и США, на которой Буш и Горбачев провозгласили окончание «холодной войны».
Лайнер «Максим Горький»: какая историческая встреча произошла на его борту в 1988 году


25 лет назад, 2 и 3 декабря 1989 года, на борту пассажирского лайнера «Максим Горький», ошвартованного в порту столицы Мальты Валлетте, прошла историческая встреча глав СССР и США.

По своей значимости данное событие может встать в один ряд с Ялтинской конференцией 1945 года, посвященной установлению послевоенного мирового порядка. Вот только у берегов Мальты в те декабрьские дни был установлен совсем другой мировой порядок. Мальтийский саммит обозначил отмену множества решений принятых на Ялтинской конференции.

Во время встречи лидеры сверхдержав — президент США Джордж Буш и генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв  — провозгласили окончание «холодной войны».

Идея проведения саммита в открытом море, по-видимому, принадлежала Бушу и была связана с воспоминаниями о времени Второй мировой войны, когда президент США Ф. Рузвельт предпочитал встречаться с иностранными лидерами на борту военных кораблей. Выбор Мальты в качестве места проведения встречи стал компромиссным итогом спора между СССР и США. Президент Буш на время саммита разместился на борту американского ракетного крейсера.

По мнению ряда специалистов Мальтийский саммит стал основой последующих внешнеполитическоих уступок Советского Союза. Именно там были достигнуты принципиальные договоренности по невмешательству СССР в дела восточноевропейских стран, принципиальное согласие на объединение Германии и уступки СССР в отношении прибалтийских республик. В ответ американский лидер ограничился лишь устной поддержкой проходившей в СССР перестройки.

Как вспоминают сотрудники Черноморского морского пароходства, в чьем ведении находился «Максим Горький» на то время, для участия в важном международном мероприятии лайнер «сорвали» прямо с планового круиза с советскими туристами.

«Как только стало известно о том, что встреча мировых лидеров пройдет на «Горьком», пассажиров лайнера спешно пересадили на турбоходы «Леонид Собинов» и «Федор Шаляпин», стоявших в Одессе. Затем с «Максима Горького» были сняты все запасы - провизия, вода, топливо и т.д. На судно были доставлены новые емкости с судовым снабжением, их опечатали и опломбировали. Вода и топливо принимались только в опломбированных емкостях.

На причале постоянно дежурили люди в штатском, на борту судна были только экипаж и уполномоченные лица. Никаких гостей и родственников на судно не пускали. Все посетители — только по спецпропускам», — рассказал агентству «Комментарии» старший лоцман-оператор ПРДС «Одесса» Юрий Стулий.

«До конца ноября для спецрейса было готово все, кроме погоды. Но шторм никого не волновал. Лайнер выходил строго в назначенный день, вернее вечер, было уже темно. Более-менее безопасно, хотя и с долей риска, из гавани можно было вывести судно только через Западные ворота. Капитан Виталий Гришин прислушивался к моим советам и мы дали всего один реверс: «средний назад», затем «стоп, средний вперед» и руль «право на борт». Прямо как в вальсе ... Буксиры я намеренно не крепил, они работали «на укол» без концов, держал винты чистыми, на случай если понадобится дать ход. Прощаясь с капитаном, я увидел на его лице искреннее удивление - один из лучших круизных лайнеров ЧМП выходил из порта не как обычно, через парадный Воронцовские ворота, а через Западные, как рядовой сухогруз. Впервые капитан увидел Воронцовский маяк «не с той стороны», - рассказал ветеран лоцманской службы Одесского порта Василий Первой.

Историческая встреча в судьбу лайнера «Максим Горький» особых перемен не принесла. С крахом через два года Советского Союза судно сменило флаг СССР на флаг Багамских остров, а порт приписки Одессу — на Нассау.

В 90-е и 2000-х годы судно продолжало совершать круизы. Точку истории флагмана советского и российского флота поставил кризис 2008 года. Новый владелец посчитал эксплуатацию судна не рентабельным и продал его на слом. Ровно через 40 лет после постройки, в конце зимы 2009 года, «Максим Горький» был разделан на металлолом в в Индии.

Возврат к списку