Поездка по велодорожке от Яхромы до Дубны на Канале имени Москвы (Вело1): интересные места, их история и виды

Поездка по велодорожке от Яхромы до Дубны на Канале имени Москвы (Вело1): интересные места, их история и виды
1 июля 2022 года состоялось официальное открытие веломаршрута Яхрома — Дубна, проходящего по левому берегу Канала имени Москвы в Московской области, или как его еще называют «Вело1». Это один из участков масштабного проекта велодорожки от Москвы до Санкт-Петербурга и по состоянию на июнь 2024 года единственный из реализованных: строительство дорожки от Дубны до Конаково и далее до Твери, было заморожено и в текущих перспективах не планируется, а от Яхромы до Москвы даже не начиналось, не говоря уже о других участках.

Таким образом, на текущий момент прокатиться можно только от Яхромы до Дубны по участку протяженностью 56 км. Но и это большое достижение в деле популяризации велотуризма и велоспорта — дорожку сделали в рекордный срок за один год, фактически, на пустом месте: дорога по берегу (бровке) канала во многих местах была давно заброшена и зачастую еле проходима даже в пешем порядке, не говоря уже о велодвижении.

Вид лучшей части дорожки канала до ее обустройства, в других местах в траве ее можно было и не заметить:

Велодорожка Яхрома — Дубна

Благодаря качественному покрытию и легкому рельефу трасса «Вело1» доступна как для любителей, так и для профессионалов — весь путь в одном направлении займет около 6-7 часов, если никуда не спешить, но при желании можно уложиться и за 4 часа. Начать маршрут можно в нескольких точках — в Яхроме, Дмитрове, Татищево, Мельдино и Большой Волге (Дубна). Что интересного есть на этом маршруте и по каким местам проходит велотрасса? Как добраться до начала велодорожки и как потом выбраться с нее до цивилизации, где можно покупаться по пути, а где найти магазины с водой и питанием? А также чего следует опасаться на маршруте и к чему на нем надо быть готовым?

Велодорожка Яхрома — Дубна на карте

Яндекс КартыВеломаршрут Москва - Санкт-Петербург Вело1 — Яндекс Карты


Как добраться до начала велодорожки в Яхроме на электричке

На электричке с Савеловского вокзала (Москва) время в пути до станции Яхрома составит от 1:15 до 1:30 минут. Если неудобно добираться до Савеловского вокзала, то можно через МЦК доехать до платформы «Окружная» и там перейти на платформу «Окружная» Савеловского направления (это вторая станция после Савеловского вокзала в сторону Яхромы) и сесть там. В таком случае стоимость билета будет в несколько раз ниже: если от Савеловского вокзала он обойдется в 244 рубля, то от «Окружной» — в 176 рублей. При этом, потребуется билет и на велосипед — это еще 60 рублей. С 11 до 16 провезти велосипед можно бесплатно, но брать билет на него все равно потребуется, так как на маршруте (после Лобни) заходят контролеры. Выбирать электричку лучше с конечной в Дмитрове — в ней будет меньше пассажиров, чем в электричках до Дубны или Савелово: если в будни в них еще можно будет найти место, то в выходные повезет, если найдется место в тамбуре. В будние дни электричек до Яхромы ходит в два раза меньше, чем в выходные и праздничные дни и в дневное время между ними есть перерывы от часа до четырех.

Как добраться от станции Яхрома до начала велодорожки

После выхода на платформу нужно подняться на пешеходный мост через пути — наклонные пути при подъеме на мост есть только с одной стороны (ближе к Москве). После спуститься с моста влево и вдоль автодороги проехать 5 минут до железнодорожного переезда, после чего пересечь его и заехать на Яхромский мост, проехать по нему и затем спуститься по лестнице к началу дорожки. Общее время от станции до начала дорожки составит 10-15 минут.

Железнодорожный мост в Яхроме

Велодорожка Яхрома — Дубна

Через дорогу от моста находится магазин — это единственный магазин с большим выбором напитков (в том числе и холодных) и еды на маршруте: единственная торговая точка перед Дмитровым предлагает 2-3 варианта сладкой воды и столько же снеков, а других магазинов по пути почти до Дубны не будет, если не съезжать с трассы в дачные поселки!

Спуск с моста и начало велодорожки

Велодорожка Яхрома — Дубна

Участок ЯХРОМА — ДМИТРОВ

Участок протяженностью 7,2 км проходит по левому берегу Канала имени Москвы и начинается у шлюза №3 Яхромского гидроузла (он останется за спиной).

Велодорожка Яхрома — Дубна

Шлюз №3 Канала имени Москвы — однокамерный судоходный шлюз, расположенный на Канале имени Москвы в городе Яхрома Московской области. Вместе с шлюзом №4, находящимся в 4 км к юго-востоку в поселке Деденево, входит в состав Яхромского гидроузла, являясь его первой ступенью на северном склоне Клинско-Дмитровской гряды. Гидроузел состоит из однокамерного шлюза и насосной станции №183. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на 8 метров. Среднее время шлюзования — 30 минут.

Габариты шлюза: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 5,29 метров. Шлюз находится на балансе Яхромского района гидросооружений ФГБУ «Канал имени Москвы». Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября.

Вид на шлюз и насосную станцию с Яхромского моста

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Строительство шлюза было начато в 1932 году и закончено в 1936 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года, а официально в эксплуатацию он был принят 15 июля 1937 года. Архитектор шлюза — В. Я. Мовчан. На башнях нижней головы шлюза (со стороны Дмитрова) установлены декоративные парусные корабли-каравеллы Христофора Колумба «Санта Мария», размером 12х5,5х9 метров. Они были установлены позже, чем был открыт сам шлюз — до их установки на вершинах башен находились красные флаги. В ноябре 1941 года, при наступлении немецких войск, эти две башни шлюза были взорваны отступавшими советскими войсками. В 1942 году башни были восстановлены и затем на них поставили макеты каравелл. В 1990-1991 годах макеты каравелл были изготовлены заново, так как предыдущие пришли в неприглядный вид и восстановлению не подлежали.

Затем дорожка проходит под Яхромским автодорожным мостом. Яхромский мост — автомобильный мост через Канал имени Москвы (108,6 км единой глубоководной системы), расположенный в городе Яхроме Московской области, и связывающий его с городом Дмитров. Мост был построен в 2001-2003 годах как замена уже существовавшему Яхромскому мосту, построенному в 1934-1936 годах при строительстве канала. Движение по старому мосту было перекрыто в 2003 году. В 2005 году старый мост был разобран.

Старый Яхромский мост

Велодорожка Яхрома — Дубна

Новый Яхромский мост

Велодорожка Яхрома — Дубна

Затем дорожка огибает причал Яхрома, на котором в период навигации, с начала мая по начало ноября, выгружают щебень с Онежского озера, который затем автотранспортом развозится по стройкам в Московской области. Здесь следует быть особо осторожным — возможен выезд грузовых самосвалов с причала и их заезд, а обзор при пересечении велодорожкой выезда здесь ограничен!

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Через 4,1 км слева на высоком берегу находится поклонный крест — в память погибшим при строительстве канала заключенным Дмитровлага. Крест был установлен 17 июля 1997 года в честь 60-летия со дня открытия канала.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Через 1,63 км на противоположном берегу видны постройки — это город Дмитров. На берегу расположено несколько малоэтажных жилых комплексов с причалом для яхт, построенных на территории бывшего Дмитровского грузового порта. После открытия канала в 1937 году в Дмитрове было построен деревянное здание речного вокзала, функционировавшее до 1960-х годов: затем движение регулярных транспортных маршрутов было прекращено, здание разобрали, а на его месте были построены причалы порта, являвшегося 2-м грузовым районом Северного речного порта Москвы. Когда в конце 2000-х годов появились планы по ликвидации в Москве Северного порта, то планировалось, что все мощности будут перенесены в Дмитров, где построят еще и пассажирский причал. Однако в 2013 году порт был ликвидирован и снесен, а позже застроен жильем (осенью 2023 года был ликвидирован под жилую застройку и Северный порт Москвы), так что по состоянию на июнь 2024 года грузовое движение по каналу идет только до причала в Яхроме (осуществляется только 1 рейс в неделю грузового буксира-толкача с щебнем из города Кимры в Павельцево в Долгопрудном), а в связи с ЧП на участке канала в Тушино между шлюзами №7 и №8 с середины мая нет и транзитного движения судов по каналу в реку Москву.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Речной вокзал в Дмитрове в 1950-х годах

Велодорожка Яхрома — Дубна

Вид на порт Дмитрова в 2007 году

Велодорожка Яхрома — Дубна

Вид на порт Дмитрова в 2013 году

Велодорожка Яхрома — Дубна

Вид на бывший порт Дмитрова в 2022 году

Велодорожка Яхрома — Дубна

С левой стороны, напротив Дмитрова, находится пункт велопроката с туалетом и аппаратом по продаже воды, кофе и небольшого перекуса. Выбор минимален — цены максимальны.

Велодорожка на Канале имени Москвы в Московской области (Яхрома — Дубна)

Затем дорожка проходит под Рогачевским мостом — это автомобильный мост через Канал имени Москвы (115,35 км единой глубоководной системы) в городе Дмитров Московской области. Мост был построен в 1934-1936 годах при строительстве канала. По своей первоначальной конструкции мост был однотипен другим автодорожным мостам, построенным в те же даты — старому мосту Ленинградского шоссе (1936-1970), старому мосту Дмитровского шоссе (1936-1994) и старому Яхромскому мосту (1936-2005), но отличался видом фермы, которая была прямоугольной формы, а не дуговой, как на тех мостах. По своей конструкции мост однопролетный. Ширина пролета — 80 метров, ширина судового хода в пролете — 60 метров, высота пролета в пределах судового хода — 14 метров от НПУ. Глубина канала в районе моста — 5,5 метра.

В ноябре 1941 года, во время наступления немецко-фашистских войск на Москву, Рогачевский мост был взорван отступавшими советскими войсками, вместе с автомобильным мостов в Яхроме и железнодорожным мостом в Деденево. Все мосты были восстановлены в 1942 году. На восстановленном Рогачевском мосте были установлены уже дуговые фермы, а не прямоугольные. Таким образом, мост перестал отличаться от других однотипных, и продолжает функционировать в настоящее время, хотя все другие мосты уже заменены новыми.

Проход пешеходов и спуск/подъем с моста возможен с обоих сторон. При желании можно здесь закончить поездку по велодорожке, пересечь мост и доехать до железнодорожного вокзала города Дмитрова.

Велодорожка на Канале имени Москвы в Московской области (Яхрома — Дубна)

Велодорожка Яхрома — Дубна

Участок ДМИТРОВ — УДАРНАЯ

Участок протяженностью 13 км проходит по левому берегу Канала имени Москвы от Рогачевского моста до парка советских скульптур в районе поселка Орево.

Сразу после моста велодорожка проходит на участке протяженностью в один километр совмещенной с автомобильной дорогой в находящиеся слева садоводческие товарищества.

Велодорожка Яхрома — Дубна

На противоположном берегу — северные районы Дмитрова.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Затем под каналом проходит дюкер №83 (водопропуск небольшого ручья под дном канала) — проходящую через него канаву можно не только увидеть, но и почувствовать: тошнотворная вонь будет ощущаться задолго до точки пересечения. Причина этого в том, что на противоположном берегу ручей соединяется с очистными канализационными сооружениями города Дмитрова.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Затем справа на канале находится так называемое Татищевское уширение — здесь трасса канала проходит через находившееся ранее небольшое озеро, от чего ширина канала увеличивается с 90 метров до 300.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

На фото — маяк. Такие маяки установлены на берегах канала и в темное время суток горят красным цветом по левому берегу и зеленым по правому берегу, обозначая для судоводителей трассировку канала. На прямых участках маяки установлены через 1 км, в поворотах — через 300 метров.

Велодорожка Яхрома — Дубна

За Татищевским уширением находятся остатки парома — это бывшая паромная переправа №8. После постройки канала через него на участке от Химок до Дубны функционировало 14 паромных переправ, перевозивших автотранспорт и людей. По состоянию на июнь 2024 года в эксплуатации находится только 2 парома — №1 (первая паромная) на Большой Волге (Дубна) и №3 (третья паромная) у деревни Мельдино.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Затем велодорожка проходит под Татищевским мостом. Татищевский мост — автомобильный мост через Канал имени Москвы (121,5 км единой глубоководной системы), расположенный у деревни Татищево Московской области, на объездном участке автодороги Москва — Дмитров — Дубна.

Был сооружен двумя очередями в 1995-1998 годах (по одной полосе в каждую сторону) и в 2003-2005 годах, когда появилось еще по две полосы движения в каждом направлении. Общая длина мостового сооружения — 306,9 метров, из них надводный пролет — 126 метров. Надводный габарит — 11,5 метров. Ширина судового хода — 55 метров, высота пролета в пределах судового хода — 16,75 метра от НПУ. Глубина канала в районе моста — 4,8 метра.

Если перейти мост, то в 2 км от него расположена железнодорожная платформа «Имени Барсученко», откуда можно на электричке добраться обратно до Москвы. Следующий переход через канал и железнодорожная станция с возможностью вернуться в Москву будут только через 33 км!

Велодорожка на Канале имени Москвы в Московской области (Яхрома — Дубна)

Вид с моста в сторону Орево

Велодорожка Яхрома — Дубна

Затем слева за лесом расположен поселок Куминово, а на берегу канала — донный водосброс №122 и за ним дюкер ручья, а с правого откоса канала — остатки причала.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Участок дорожки между Куминово и Орево.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Далее в 1,4 км на левом берегу канала находится парк советских скульптур. В этом районе на противоположном берегу канала расположен поселок Орево (веселые жители которого любят на дорожном указателе добавлять к названию поселка букву «П» впереди).

Здесь находятся остатки паромной переправы №7.

Велодорожка Яхрома — Дубна

За ним на берегу канала находится две скульптурных группы. Первая — три волейболиста (мужчина и две женщины), отбивающие условный мяч на противоположный берег, где расположена такая же скульптура, состоящая из двух женщин и одного мужчины.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Скульптура на противоположном берегу.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Официально скульптура называется «Спорт» и существует в двух видах — аналогичный памятник в виде волейболистов установлен в парке Северного речного вокзала в Москве.

Далее на берегу установлена скульптура «Колхозница».

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

А на противоположном берегу — скульптура «Лётчица».

Велодорожка Яхрома — Дубна

Здесь же расположены аварийные заградворота №103. При большой протяженности Канала имени Москвы, проходящего в насыпях, не исключена возможность повреждения или прорыва ограждающих его дамб, что может вызвать сильные разрушения как самого канала, так и расположенных на прилегающих к нему территориях населенных пунктов. Кроме того, возможны случаи, когда потребуется капитальный ремонт искусственных сооружений на канале (дюкеры, трубы и т.п.). Поэтому в процессе эксплуатации может появиться необходимость какой-то участок канала на время ремонта выключить из общей системы и осушить. Исходя из этой необходимости судоходно-водоводный канал, на участке от Дубны, где расположен шлюз №1 и до шлюза №7, расположенного на севере Москвы, разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища.

Заградительные ворота выполнены по однопролетной схеме из конструкций, состоящих из ферм Томаса. Фермы представляют собой деревянные рамы из двух наклонных ног, скрепленных вверху металлической коробкой, внутри которой находится простейший механизм для автоматического освобождения подъемной цепи. В нижней части ноги рамы с помощью болтов и шпонок заделаны в металлические клепаные башмаки, через которые проходят цапфы, обеспечивающие свободное вращение рам около горизонтальной оси. В обычном состоянии рамы уложены в особой нише флютбета, при этом расстояние между рамами подобрано с таким расчетом, что они входят одна в другую. В одном из устоев сделана ниша, в которую и ложатся крайние рамы. В поднятом состоянии рамы примыкают одна к другой, образуя стенку. Водонепроницаемость достигается путем установки гибких дополнительных уплотнений. Рамы поднимает механизм, установленный на устое. Проектное время закрытия (подъема) ворот — 30 мин.

Велодорожка на Канале имени Москвы в Московской области (Яхрома — Дубна)



Затем велодорожка проходит по гидротехническому сооружению — Кухоловские дамбы №284. Здесь участок канала проходит через болотистую местность и искусственно поднят над ней для чего насыпаны дамбы. Так как объект относится к стратегическим, то охраняется, но лишь частично — на противоположном берегу установлен забор и помещения охраны.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Затем с левого берега дорожка проходит над очередным дюкером.

Велодорожка Яхрома — Дубна

А за ним находится причал Ударная. Причал был обустроен при постройке канала и до 1970-х годов на нем осуществляли погрузку торфа, добываемого в этом районе: здесь расположены Мельчевские карьеры — ныне затопленные бывшие торфоразработки. До 2022 года причал не эксплуатировался, здесь были лишь разовые выгрузки щебня, и то раз в год или пять лет. А начиная с осени 2022 года причал активно используется в грузовой работе — сюда из Череповца с металлургического завода «Северсталь» привозят на речных судах металлопрокат в рулонах, затем его перегружают автокранами на причал, а с него грузят в автотранспорт и развозят по заказчикам.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Участок УДАРНАЯ — ТЕМПЫ

Участок протяженностью 22,5 км проходит по левому берегу Канала имени Москвы от причала Ударная до шлюза №2 в Темпах — один из самых «глухих» участков велотрассы — из жилых поселений здесь расположена только деревня Надмошье вблизи Ударной, находящаяся в лесу в 300 метрах от трассы дорожки и канала. Участок опасен тем, что в случае поломки — а наиболее частое ЧП на велодорожке здесь повреждения камеры на колесе — выбираться отсюда займет очень много времени, так как ближайшие переходы через канал расположены за Орево и за Темпами.

За причалом расположена бывшая паромная переправа №6.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

После нескольких полукругов и поворотов — здесь канал обходит бывшие Мельчевские торфоразработки — начинается несколько прямых участков.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Дюкер под каналом у Мельчевского карьера.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Участок велодорожки напротив микрорайона Соревнование (поселок Запрудня).

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Место отдыха «Надмошье».

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Здесь следует быть особо внимательным и обращать внимание на:

Велодорожка Яхрома — Дубна

Всего на велодорожке встречаются два вида змей — уж обыкновенный, хорошо опознаваемый по желтым пятнам у головы, очень пуглив и не опасен, обычно быстро прячется в траву при виде человека.

Велодорожка Яхрома — Дубна

И гадюка обыкновенная. С ней сложнее — разнообразные варианты расцветки, любит греться как на самой дорожке, так и на обочинах, может сразу уползти, а может и проявить характер и не прятаться, а спокойно лежать дальше. Ядовита, но не смертельно. При укусе нужно по возможности быстрее доставить пострадавшего в больницу, так как место укуса сильно опухнет, а в случае аллергии на яд последствия могут быть очень тяжелыми. Основные правила — руками и ногами не трогать, не ловить, укус не прижигать, яд не высасывать, алкоголем не лечится.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Участок велодорожки и канала в Запрудне.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Бывшая паромная переправа №5 в Соревнованиях.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Далее — бывшая паромная переправа №4 в Запрудне.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Севернее нее на противоположном берегу — грузовой причал «Соревнования».

Велодорожка Яхрома — Дубна

Участок между паромной переправой №4 и шлюзом №2.

Велодорожка Яхрома — Дубна

На берегу приметное дерево — гигантская ель.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Полудёновка.

Велодорожка Яхрома — Дубна

За ней — шлюз №2.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Шлюз №2 Канала имени Москвы — однокамерный судоходный шлюз, расположенный на Канале имени Москвы в селе Темпы Талдомского района Московской области. Представляет собой первую ступень подъема канала. Он состоит из однокамерного шлюза и насосной станции №182. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на 6 метров.

Строительство шлюза было начато в 1932 году и закончено в 1936 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года, а официально в эксплуатацию он был принят 15 июля 1937 года. На верхних (со стороны Москвы) башнях шлюза №2 установлены скульптурные группы (скульпторы Ю. П. Поммер, А. А. Стемпковский), изображающие строителей канала. Над архитектурой сооружений гидроузла №2 работал архитектор В. М. Лисицын.

Габариты шлюза: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 4,99 метров. Шлюз находится на балансе Волжского района гидросооружений ФГБУ «Канал имени Москвы». Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Выезд на верхнюю причальную стенку закрыт забором.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Здесь велодорожка обходит шлюз через лес — для этого через него в 2022 году был построен деревянный мост, протяженностью 350 метров.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Участок ТЕМПЫ — ПЕРВАЯ ПАРОМНАЯ ПЕРЕПРАВА (ДУБНА)

Участок протяженностью 13 км проходит по левому берегу Канала имени Москвы от шлюза №2 в Темпах, через действующую паромную переправу №3 в Мельдино, уникальное гидротехническое сооружение в месте пересечения реки Сестры каналом и до действующей паромной переправы №1.

Вид на шлюз №2 со стороны Мельдино.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Участок между шлюзом №2 и 3-й паромной переправой.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Паромная переправа №3 (третья паромная переправа) — несамоходный паром через Канал имени Москвы, расположенный у деревни Мельдино Темпового сельского поселения Талдомского района Московской области, связывающий её с деревнями Липино, Насадкино, Новосиньково. Находится на трассе А-104, в 500 м от железнодорожной платформы «Мельдино» Савёловского направления Московской железной дороги. Предназначена для перевозки людей и автотранспорта в период навигации — с конца апреля и до середины ноября. В межнавигационный период на месте парома организована понтонная платная переправа (для пешеходом бесплатно).  Глубина канала в районе парома — 9,6 метров.

Тип парома — несамоходный, тросовый, приводящийся в действие лебедками, расположенным на одном и другом берегу канала в специальных будках. Для прохода судов паром прекращает работу и тросы опускаются на дно — для этого судоводителям требуется предварительно сообщить по радиосвязи о том, что они движутся в сторону парома.  Действующий паром был построен в 1949 году в СМУ Управление КиМ (Московская область, Большая Волга). Валовая вместимость — 132 тонны, длина — 15,25 метров, ширина — 15 метров, водоизмещение — 88 тонн, осадка — 0,7 метра. Паром вмещает до 9-ти легковых автомобилей и до 50 пассажиров одновременно. Время движения с момента начала и до причаливания — 4 минуты.

С 2023 года в период навигации паром работает с 04:30 до 01:00, но с перерывами: 08:00 — 08:15, 10:30 — 10:40, 13:00 — 13:30, 15:00 — 15:05, 22:30 — 22:40. В ночное время с 01:00 до 04:30 паромная переправа не работает. Следует учесть, что из-за интенсивного движения флота по каналу возможны перерывы на судопропуск продолжительностью до 20 минут. Стоимость проезда (данные на август 2023 года): пассажир — 17 рублей, пассажир с велосипедом — 40 рублей.







Рядом с паромом со стороны велодорожки находится поселок Лесной на въезде в который работает магазин, где можно закупить воды и питания. Выбор не особо большой, но все необходимое в наличии — от парома на велосипеде 2 минуты влево. В Мельдино можно закончить маршрут, переправится на пароме на другой берег и сесть на электричку на платформе «Мельдино» до Москвы. Время в пути до Савеловского вокзала составит 2,5 часа, электрички ходят в будни на Москву 6 раз в день — в 5:00, 6:00, 8:00, 18:20, 19:52 и в 21:20, в выходные — в 5:00, 6:00, 8:00, 10:00, 11:15, 14:20, 15:50, 17:20, 18:20, 19:52 и в 21:20. Билетной кассы на платформе нет, но установлен аппарат для получения предварительного билета: по нему контролеры, а на этом направлении они будут обязательно, определяют откуда вы едете и рассчитывают стоимость билета, так что квиточек брать нужно обязательно. Стоимость — 448 рублей за билет и 60 рублей за велосипед.

Участок велодорожки в районе Карманово.


Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Здесь расположена недействующая паромная переправа №2 (вторая паромная).


Велодорожка Яхрома — Дубна


Велодорожка Яхрома — Дубна

Следующим интересным местом на велодорожке будет через 6 км участок канала, проходящий над рекой Сестрой. Сначала после парома берега канала идут почти вровень с землей — с левой стороны находятся торфяные болота, где раньше находились торфоразработки, ныне затопленные. Затем начинаются так называемые сестринские дамбы — здесь уровень бровки канала становится все выше и достигает перепада с низиной в 9 метров. Сделано это было для обустройства водопропуска реки Сестры, текущей с запада от города Клин, которая восточнее канала впадает в реку Дубна, которая в свою очередь впадает в реку Волгу ниже города Дубны.



Велодорожка Яхрома — Дубна

Официально это гидротехническое сооружение называется «Трехочковая труба №170». Водопропуск реки Сестры под Каналом имени Москвы (дюкер реки Сестры под Каналом имени Москвы №170) — гидротехническое сооружение, расположенное на севере Московской области, на участке канала между шлюзом №1 и шлюзом №2. Построено в 1934-1936 годах при сооружении канала.

Здание водопропуска на левом берегу канала у велодорожки.

Велодорожка Яхрома — Дубна



Здание водопропуска на правом берегу канала.



В месте пересечения канала и реки Сестры возведены дамбы высотой 18 метров (от дна канала) при напоре 9 метров. Для пропуска под каналом реки Сестры проложена трёхочковая железобетонная труба №170, соединенная с водоспуском, обустроенном под каналом. С помощью водоспуска можно в течение нескольких часов опорожнить участок канала между заградительными воротами №104, расположенным у 1-й паромной переправы на Большой Волге, и шлюзом №2 в Темпах, выпустив из него воду в реку Сестру. Расход слива — 230 м³ в секунду.

Строительство водопропуска началось в феврале 1934 года. Для этого был выкопано новое искусственное русло реки (основное находится севернее нынешнего места). 22 августа 1935 года на дно котлована Сестрореченской трубы уложен первый куб бетона.  6 ноября 1935 года 170-метровая железобетонная Сестренская труба сдана к XVIII годовщине Октября. Для этого потребовалось 42 тысячи кубометров высококачественного бетона и 3346 тонн арматуры. 16 июля 1936 года водопропуск был открыт по новому руслу, а старое было частично засыпано и позже заболотилось.

Во время Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года водопропуск Сестры был использован для затопления русла реки к западу от канала, со стороны где осуществлялось наступление немецко-фашистских войск. Для этого шандоры (комплект металлических, железобетонных или деревянных балок, предназначенных для перекрытия водопропускного отверстия гидротехнического сооружения) водопропуска были перекрыты и вода стала затапливать русло реки, выходя из берегов, что затруднило наступление войск противника на направлении Клин — Рогачёво — Дмитров. Более подробно об этом можно прочитать здесь.

В апреле 2013 года во время сильного половодья в водопропуск затянуло надувную резиновую лодку, в которой находилось двое взрослых и двое детей (семья Богомоловых-Шашиных), которые пытались пересечь реку выше по течению, так как не могли проехать по берегу из-за его затопления. В результате все 4 человека погибли и их тела были обнаружены через 3-5 дней после трагедии в реке Дубне (куда впадает река Сестра) и реке Волге (куда в свою очередь впадает река Дубна).

Перед зданием водопропуска со стороны велодорожки внизу на склоне дамбы канала в лесополосе находится родник с питьевой водой.

Затем велодорожка выходит на заключительный участок, протяженностью 3,5 км. Из интересных мест здесь — стела города Дубна на противоположном берегу.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

Перед первой паромной переправой на Большой Волге в Дубне, где заканчивается велодорожка, находится последнее интересное место — заградительные аварийные ворота №104. По архитектурному решению заградворота №104 наиболее выразительные по сравнению с другими аналогичными сооружениями канала — по обоим берегам подъемно-опускные ворота встроены в красивые башни. При закрытых заградворотах и закрытом шлюзе №2 этот участок канала между ними может быть полностью осушен спуском воды через трубу №170 в реку Сестру — согласно расчетам на осушение 12-километрового участка канала уйдет 6 часов.










За заградворотами №104 находится действующая 1-я паромная переправа, находящаяся на автодороге ДубнаКонаково. По своему устройству она аналогична 3-й паромной переправе в Мельдино.





Здесь официально «Вело1» заканчивается. Дальнейший путь на Конаково начали строить в 2022 году, а в 2023 году стройку забросили.

Здесь можно переправится на другой берег и через 1 км доехать до железнодорожной платформы «Большая Волга» Савеловского направления железнодорожной дороги. На станции обустроен туалет, возле станции — крупный магазин. Электрички на Москву отправляются в будни в 05:45, 07:52, 18:10, 19:30, 21:10 и 21:40, в выходные — в 05:45, 07:52, 10:00, 11:00, 13:20, 14:10, 15:30, 17:00, 18:10, 19:30, 21:10, 21:40. Время в пути до Савеловского вокзала — от 2,5 до 3 часов. Стоимость — 482 рубля за билет и 60 рублей за велосипед. Кассы на станции работают.

За паромной переправой на правом, противоположном, берегу канала находится Большой Волжский маяк.

Велодорожка Яхрома — Дубна

Велодорожка Яхрома — Дубна

За ним начинается Иваньковское водохранилище на реке Волге и расположен шлюз №1 Канала имени Москвы. Под шлюзом проходит автомобильный тоннель, по которому раньше можно было попасть на другой берег Волги, где на стрелке Иваньковского водохранилища и Канала имени Москвы расположен памятник Ленину, но в 2021 году проезд по тоннелю закрыли, включая пешеходное движение, и теперь для того, чтобы туда добраться нужно ехать через автомобильный мост в Дубне.



Велодорожка Яхрома — Дубна







Также можно пересечь железнодорожные пути у станции и проехать в саму Дубну — через 4 км дорога выведет на берег реки Волги в центр города, где рядом находится железнодорожный вокзал Дубны, а в самом городе много интересных и красивых мест.



Краткое резюме

Время, стоимость

На поездку по «Вело1» можно запланировать полный день: 1,5 часа из Москвы до Яхромы, 6-7 часов до Дубны, и 3 часа на возвращение в Москву. Стоимость билетов от Савеловского вокзала до Яхромы и от Дубны до Савеловского вокзала — 850 рублей на человека.

Опасности и неприятные моменты

Главная неприятность, которая может случится на велодорожке — это прокол камеры. На это жалуются очень многие. При чем, пробивают колеса не в каком-то определенном месте, а по всему участку. Велосервисов здесь нет, поэтому следует быть к этому готовым.

Другой не критичной, но не приятной проблемой, является пыль — после прохода трассы красивым розовым налетом будет покрыт как весь велосипед, так и его обладатель.

Что касается змей, то никакой опасности они не представляют, главное помнить, что они есть, хотя зачастую их и не сразу видно, и не шариться в траве не глядя ногами и руками. Обнаружив змею не следует её хватать, чтобы погладить или сфотографироваться. Хотя их укусы и не смертельны, но бывают и исключения, не портите врачам статистику. При чем, змеи есть только на определенных участках: от причала Ударная до водопропуска реки Сестры, в других местах их нет. Ужи водятся только в районе Надмошья, в других местах — гадюки.

Из крупных зверей на велодорожке можно встретить лосей — на участке от Орево до Большой Волги и то только в ночное время или рано утром.

В районе за причалом Ударная и после 3-й паромной переправы в Мельдино рядом с каналом в лесу находятся бывшие заболоченные торфоразработки — очень живописные места по берегам которых любят гулять уставшие от монотонности велодорожки туристы. При этом следует помнить, что несмотря на милый пасторальный вид берега этих болот очень опасны — с берегов с мягким торфом упасть с воду можно очень легко, выбраться сложнее, а засасывает торф не хуже трясины — трагические случаи бывают каждый год!

Сотовая связь хорошо доступна на всем участке велодорожки, так что с этим проблем не будет.

Вода и питание

Закупиться можно в магазине у железнодорожной станции в Яхроме, в магазине у 3-й паромной переправы в Мельдино и у станции на Большой Волге в Дубне. На палатку на трассе у Дмитрова рассчитывать не стоит, а другие магазины находятся на удалении от трассы. Набрать питьевой воды можно из родника у реки Сестры.

Где можно покупаться

Официальных мест для купания на Канале имени Москвы нет, но местные жители из садоводческих поселений для себя их обустраивают. На участке от Яхромы до Дмитрова берега канала выложены плитами и нормально зайти в воду здесь невозможно, далее берега отсыпаны камнем, который купающиеся в некоторых местах разбирают для более удобного входа в воду, а в некоторых местах обустраивают самодельные мостки-причалы. Это район за Рогачевским мостом у Дмитрова, за причалом Ударная, в районе 3-й паромной переправы в Мельдино, в районе водопропуска реки Сестры под Каналом и вблизи 1-й паромной переправы на Большой Волге. Следует помнить, что под водой каменистый берег, зайти и выйти из воды будет сложно! Глубины на канале начинаются почти сразу, поэтому для детского купания это не лучшее место. Песчаные бесплатные и обустроенные пляжи есть на берегу реки Волги в Дубне.

При желании и времени поездку по Вело1 можно закончить не в Дубне, а в городе Конаково Тверской области. От 1-й паромной переправы путь до него по шоссе займет 2 часа. Выделенной дорожки для велосипедов нет, но движение автотранспорта умеренное, а обочины у шоссе удобные для проезда на велосипеде. От Конаково можно вернуться в Москву на электричке: до станции «Ховрино» дорога займет 2 часа, стоимость — 407 рублей, после 21 часа провезти велосипед можно бесплатно и без оформления билета. В другое время необходимо взять билет в кассе, стоимость — 120 рублей. Последняя электричка на Москву из Конаково отправляется в 22:18 (тип «Ласточка»), в 20:38 — обычная старая электричка (тип ЭТ), где провозить велосипед можно, но очень неудобно.

Дорога Дубна - Конаково

При подготовке материала использованы фотографии Михаила Архипова, Владислава Прокофьева, Андрея Урицка, Екатерины Федоровой и Александра Конова.


Велодорожка Яхрома — Дубна

Приятных поездок!

Дата публикации: 12.06.2024
Возврат к списку