Зачем для интуристов на российских круизных речных судах делают вторые названия

Зачем для интуристов на российских круизных речных судах делают вторые названия
Alexandr Borodin, Kandinsky Prestige, Rachmaninov Prestige — ежегодно, а точнее каждую навигацию, с мая по октябрь, на этих  речных судах отдыхают тысячи зарубежных туристов, приезжающих в Россию. Вот только документально такие теплоходы в базе Российского речного регистра не значатся. Там есть «Тихий Дон», «Максим Литвинов» и «Сергей Дягилев» — это официальные названия вышеперечисленных лайнеров. И это не единичный случай. Еще с начала 1990-х годов большинство представленных на зарубежном рынке речных судов, совершающих круизы в России, получали там вторые имена. Спрашивается, а зачем?

Ответ прост, но его исток находится в смежной сфере — морских круизах времен СССР на  советских лайнерах. Тогда Министерство морского флота СССР активно сдавало морской пассажирский флот во фрахт на Запад. Вторых имен капиталисты им не давали, но сетовали на то, что у советских судов малопривлекательные, труднозапоминающиеся и зачастую труднопроизносимые и неромантичные названия.

Ситуация изменилась с крахом СССР. Морские суда, едва оказавшись в управлении наших и одновременно зарубежных компаний, поэтому сразу после развала многие морские пассажирские суда сменили названия. «Узбекистан» стал Odessa Sun, «Башкирия» — Odessa Sky, «Айвазовский» — Carina, а «Белоруссия» — Kazakhstan II, что, конечно, странно, но на самом деле был и Kazakhstan I.

Именно тогда на зарубежном рынке появились речные круизы по России, которые предлагались под «вторыми» именами.

«Мы начали продажу туров на зарубежном рынке в июне 1989 года на теплоходе «Николай Бауман», с маршрута Москва — Казань, а затем на «Леониде Красине» Москва — Ленинград. Мне прямо сказали — с такими названиями и нечего делать на рынке продаж, давайте другие. На Западе названия судов — это 90% успеха в продаже. Маркетинг, а не как у нас идеология. Ну кто там, вообще, знает о Красине или Баумане?», — говорит один из первопроходцев рынка интуристовского направления, Андрей Басов.

«В итоге первые круизы на «Леониде Красине» («Николай Бауман» сломался после двух рейсов) мы продавали на западном рынке под названием Two Capital City: Moscow – Sankt-Peterburg», — поясняет Басов.

По его словам, идею такого названия ему подсказала эмигрантка, работающая в американской туриндустрии.

Тем временем на российском рынке шли свои преобразования: появлялись суда с двойным названием. В 1990-х годах на западном рынке были представлены Tzar I и Tzar II, известные у нас как теплоходы «Александр Пушкин» и «Максим Горький» соответственно. Работали эти суда во фрахте компании TRANSTOURS, арендовавшей их у Волжского пароходства.

Вряд ли кто помнит, что нынешний теплоход «Ф. И. Панферов», получив в 2005 году «крышу» над головой, в виде надстроенной четвертой палубы, должен был ходить из Москвы до Питера под названием Mayakovsky II. С чего вдруг? Потому что Камское речное пароходство, сдававшее пассажирские суда «Федор Достоевский» и «Владимир Маяковский» во фрахт французской компании, рассчитывало, что зарубежный рынок проглотит и «русское чудо» - четырехпалубный теплоход, построенный из трехпалубного, но названного Mayakovsky II. То есть, нынешнего «Панферова».

Теплоход «Максим Рыльский», купленный на Украине в 2001 году, в России так и назывался, но зато на зарубежных рынках, в частности, французском, продавался как Dr. Zhivago. Ему конкуренцию составил «Николай Добролюбов», которого за успешную реконструкцию, выполненную итальянскими специалистами, назвали как Dr. Zhivago I. Правда, всего на пару рейсов.

Поэтому, увидев на наших реках суда, называющиеся Alexandr Borodin или Rachmaninov Prestige, не спешите впадать в отчаяние: эти суда — наши, работают они для нас и для нашей пользы. Кстати, имя такое же переходящее, как и флаг французской революции. Да и Catharine Excellence не стоит пугаться — это всего лишь «Генерал Лавриненков».
Возврат к списку