Как снимали сцену с теплоходом в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»

Все, кто смотрел эту приключенческую комедию, без сомнения помнят один из эпизодов картины, действие которого происходит в Ленинграде. Незадачливые искатели сокровищ догоняют своего сообщника, сбежавшего с найденным чемоданом, и в процессе погони бегут по разведенному мосту, перепрыгивая затем на другую сторону через крышу рубки проходящего по реке теплохода.
Разумеется, что в реальности такого быть не могло: днём мосты через Неву не разводятся, кроме исключительных случаев. И тем более в разведенные пролеты мостов не ходят пассажирские суда с туристами на борту, как это показано в картине. Интересен момент, откуда в сценарии фильма появилась сцена с теплоходом и как она снималась.
В 1970 году Эльдар Рязанов вместе с Эмилем Брагинским подали заявку на сценарий совместной советско-итальянской кинокомедии «Спагетти по-русски». «Сюжет строится на злоключениях группы итальянских авантюристов, пытающихся овладеть драгоценностями, закопанными в Ярославле еще во время революции», — написали в авторы в пояснении к сценарию. Но чиновники добро на съемки не дали.
Помог случай. Одна из итальянских компаний задолжала «Мосфильму» серьёзную сумму после съёмок фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. И предложила оплатить бартером, то есть реализовать совместную кинопостановку. Тут в Госкино и вспомнили о сценарии Рязанова, предложив его итальянцам.
Но ознакомившись с материалом заупрямились уже итальянские киношники, которые заявили, что сценарий неинтересный, в нем не хватает остроты. Так в фильме появились и погони, и взрывы, и самолет с теплоходом. Советские кинофункционеры также внесли свои пожелания: так как картина должна была демонстрировать за рубежом, в той же Италии, то главным городом, где происходят действия фильма вместо Ярославля стали Москва и Ленинград — фильм должен был стать своего рода презентацией туристического потенциала советской страны для зарубежной аудитории. Отсюда в картине и парадные виды двух столиц.
Но вернемся к сцене с теплоходом. Снимали эпизод на мосту Строителей — ныне это Биржевой мост в центре Санкт-Петербурга, перекинутый через Малую Неву. А участвовал в съемках трехпалубный теплоход «Т. Г. Шевченко» Северо-Западного речного пароходства.
Стоит уточнить, что на момент съемок, то есть на начало 70-х годов, в эксплуатации находилось два однотипных теплохода проекта 588, которые носили название в честь Тараса Шевченко. Тот, который снимался в фильме, был построен в 1959 году, приписан был к Ленинграду и назывался «Т. Г. Шевченко». Другой же теплоход, построенный в 1956 году, назывался «Тарас Шевченко» и числился в Волжском пароходстве, с припиской к городу Горький (сейчас судно называется «Очарованный странник»).
Так как габаритная высота судна от ватерлинии (уровня воды) до рубки составляет 16,7 метра, а концы разводного моста, с которых герои прыгали на крышу рубки, находятся выше почти на десять метров, теплоходу пришлось «достроить» еще дополнительную рубку, размещенную над уже существующей.


Снимали сцену на мосту в несколько дублей. Первый окончился неудачно: при прохождении моста теплоход отклонился от курса и задел пролет надстроенной «рубкой», отчего там сломалась. После этого ее высоту уменьшили. Не менее эффективным получился и момент, где Андрей Миронов в роли капитана милиции Васильева, висит на руках зацепившись за край разведенного моста, на высоте почти 20 метров.
Любопытна и дальнейшая судьба теплохода, снявшегося в фильме. Видимо участие в авантюрной комедии наложило отпечаток и на его судьбу. Когда в середине 1990-х годов речной пассажирский флот сразил кризис, то «Шевченко» уцелел. Его не пустили на гвозди, как однотипный «Алтай» и не отправили в Прибалтику под гостиницу, как «А. С. Попова», а продали в Москву, где судно получило название «Святой Петр».
В столице теплоход провел зиму с 1994 на 1995 годы, прошел ремонт и переоборудование, после в 1996 году теплоход оказался в Ирландии, где судно использовалось как плавучая гостиница в порту города Слайго под названием Anichka до апреля 2000 года.
Закончилась история судна осенью 2001 года, когда на его борту произошёл пожар. В ноябре 2002 года теплоход был отбуксирован в Англию, где в 2003 году он был утилизирован.