Под Нижним Новгородом утилизируют теплоход «Эрмитаж», который за 25 лет так и не вернулся на реку

Под Нижним Новгородом утилизируют теплоход «Эрмитаж», который за 25 лет так и не вернулся на реку
В середине сентября этого года в затоне Память Парижской коммуны под Нижним Новгородом началась утилизация пассажирского речного теплохода «Эрмитаж». Двухпалубное судно, построенное по проекту 305 на судоверфи Ganz Danubius в 1963 году, выхода в рейсы так и не дождалось, хотя и было почти полностью переоборудовано для работы в качестве круизного теплохода. Чтобы понять, почему так получилось, нужно вспомнить его историю и причины, приведшие к такому финалу.

С постройки теплоход, получивший первоначально название «Сухона», поступил в Волжское пароходство и был приписан к городу Горькому (сейчас Нижний Новгород), но выполнял рейсы от Казанского бюро экскурсий и путешествий.

В 1970 году, на волне переименований однотипных судов в честь выдающихся людей, теплоход получил название в честь Героя Советского Союза Степана Ивановича Здоровцева и стал называться «Степан Здоровцев».

После того, как теплоход завершил осенью навигацию 1991 года, то судно в работу больше не выходило. И с тех самых пор ждало своего часа для возвращения на реку. А предпосылки к этому были и их было немало.

История теплохода "Эрмитаж"
«Степан Здоровцев» в затоне ППК. Июль 2004 года. Фото: Андрей Михайловский

Летом 2005 года Волжское пароходство, которое в те годы активно распродавало двухпалубные и трехпалубные пассажирские суда, продало «Степана Здоровцева» частному лицу, которое, заказав буксировку, отправило теплоход в Москву. В конце октября 2005 года «Здоровцев» был ошвартован на реке Москве, чуть ниже причала «Сходня», в районе Тушинского авиаполя. По замыслу нового владельца — Федерации вертолетного спорта России — на борту судна, после его переоборудования, должен был разместится плавучий офис авиаклуба (стационарный находился неподалеку, на Волоколамском шоссе, 88).

История теплохода "Эрмитаж"

История теплохода "Эрмитаж"
«Степан Здоровцев» на реке Москве в районе Тушино. Май 2007 года. Фото: Михаил Архипов

Но за два года, которые теплоход провел в Тушино, никаких работ на нем так и не началось. В качестве причин называли проблемы с оформлением документов, а затем проект и вовсе свернули. Поначалу судно охранялось — там жил один человек, но в 2006 году было заброшено и к весне 2007 года оно покрылось граффити. 30 июля 2007 года, с помощью двух буксиров, теплоход потащили обратно на Волгу — в затон Память Парижской коммуны, откуда судно и забирали два года назад.

История теплохода "Эрмитаж"
Буксировка «Степана Здоровцева» из Москвы на Волгу. Июль 2007 года. Фото: Михаил Архипов
 
Следующие три года судно снова не трогали, а в июле 2010 года теплоход вновь получил шанс на возвращение в работу — его купил Юрий Павельев, генеральный директор компании «Речтурфлот». Он планировал, что за осень, зиму и весну теплоход будет восстановлен и выпущен на круизный рынок уже под новым названием — «Эрмитаж». В сентябре 2010 года даже были анонсированы круизы из Москвы в навигацию 2011 года.

Но к обещанным срокам судно восстановить не успели, хотя и было сделано очень многое по переоборудованию кают (все были оборудованы санузлами, новой мебелью), общественных помещений и оборудования (включая замену дизель-генераторов, противопожарной системы и т.д.). Поэтому выход судна перенесли на 1 июня 2012 года.

Но в 2012 году «Эрмитаж» в работу не вышел: вместо него «Речтурфлот» вывел на рынок однотипный теплоход «Александр Свирский». Затем были планы перенести запуск судна на 2014-й год, но банкротство компании «Речтурфлот» летом 2014 года, которая изначально должна была стать оператором судна, и вовсе поставила крест на возвращении на реку. Теплоход «Эрмитаж» был выставлен на продажу и в итоге судно было порезано на металлолом.
Возврат к списку