Вслед за Волгой проблемы с водой в Оке
Наступившая осень, на которую многие уповали как на источник поступления воды в пересохшие за лето реки, надежд пока не оправдывает. Более того, к существующим проблемам с водой на Волге добавилась обмелевшая Ока.
В одном из флотских анекдотов описывалась ситуация, когда капитан поменялся с механиком работой: один пошёл в машинное отделение, а другой – на мостик. Через некоторое время капитан поднимается в рубку и жалуется механику, мол, непонятно из-за чего перегреваются машины. «Так неудивительно, – отвечает механик, – второй час по суше идём». Похоже, что скоро эта сюрреалистическая ситуация может стать реальностью, пусть даже и не в прямом смысле.
Наступившая осень, на которую многие уповали как на источник поступления воды в пересохшие за лето реки, надежд пока не оправдывает. Более того, к существующим проблемам с водой на Волге добавилась обмелевшая река Ока.
Впрочем, от Оки ничего другого ждать и не приходилось – это очень капризная река, пассажирская навигация по которой в последние годы проходит успешно только с конца апреля и до конца мая, и работающие здесь компании заранее составляют резервные маршруты. Причём парадокс Оки в том, что когда воды много, это тоже плохо: так, например, в сентябре 2013 года у теплохода «Сергей Образцов» были изменены несколько стоянок из-за того, что проливные дожди сильно подняли уровень реки.
Возвращаясь к текущим проблемам, напомним, что из-за природной аномалии в виде тёплой и почти бесснежной зимы, помноженной на человеческий фактор неразумной хозяйственной деятельности (сброс уровней водохранилищ без учёта того, что притока воды в них не будет), уже в середине мая начались проблемы с пропуском судов на участке Городец–Балахна Нижегородской области.
Если поначалу проблемы касались только четырёхпалубных пассажирских судов, то уже в конце июля этот участок Волги стал непроходим для трёхпалубных судов. Так, из-за ситуации с водой была сорвана работа теплоходов «Владимир Маяковский» и «Дмитрий Фурманов», которые не смогли пройти к месту работы в Санкт-Петербург. У тех четырёхпалубных судов, чьи маршруты пролегали через обмелевший участок Волги, рейсы были изменены на северо-западное направление. У оставшихся ниже Городца – соответственно на Поволжье и Каму.
В августе ситуация из напряжённой переросла в критическую: вал отмен и изменений рейсов – новости от операторов иной раз напоминали сводки с линии фронта, где шли тяжёлые бои. 8 августа Федеральное агентство морского и речного транспорта опубликовало данные о гидрологических судоходных условиях на внутренних водных путях в августе-сентябре 2014 года.
Согласно принятым на Межведомственной оперативной группе по регулированию режимов гидроузлов Волжско-Камского каскада водохранилищ решениям, с 10 августа до 10 сентября 2014 года вводились новые ограничения по осадке судов. Особо сложной стала ситуация на участке Городецкие шлюзы – Балахна, где возможность пройти стала доступна только для двухпалубных судов. Проход трёхпалубных и четырёхпалубных пассажирских судов стал возможен только по предварительному согласованию в специальные дни повышенного сброса воды с Нижегородской ГЭС.
Прервалась работа линии Москва–Астрахань–Москва, на которой работали три трёхпалубных теплохода нижегородской компании «Гама». В итоге одно судно стало работать на участке Москва–Городец–Москва, а туристов, прибывших в Городец на автобусах, перевозили к месту посадки на другой теплоход, работавший на участке Городец–Астрахань–Городец.
Отрезанными от основного региона работы оказались несколько судов, среди которых «Михаил Танич», застрявший ниже Городца, и «Космонавт Гагарин» с «Дмитрием Пожарским», оставшиеся выше непроходимого участка. У всех судов в итоге были сорваны запланированные рейсы. Операторы, правда, попытались их изменить с учётом сложившейся ситуации, но отсутствие спроса и выросшие эксплуатационные расходы привели к решению досрочно завершить работу части из них. В итоге уже в конце августа в Ярославле встал теплоход «Дмитрий Пожарский», а в Нижнем Новгороде – «Михаил Танич».
Начало осени пока не приносит хороших известий. Так, компания «Инфофлот» объявила об изменении предпоследнего рейса теплохода «Василий Чапаев» и отмене последующего заключительного рейса. Это было связано с обмелением Оки: выше города Павлова Нижегородской области судно пройти не смогло.
5 сентября в Федеральном агентстве морского и речного транспорта пройдёт очередное совещание, после которого станет понятно, чего ожидать судоходным компаниям и туристам в сентябре.
Возврат к списку
В одном из флотских анекдотов описывалась ситуация, когда капитан поменялся с механиком работой: один пошёл в машинное отделение, а другой – на мостик. Через некоторое время капитан поднимается в рубку и жалуется механику, мол, непонятно из-за чего перегреваются машины. «Так неудивительно, – отвечает механик, – второй час по суше идём». Похоже, что скоро эта сюрреалистическая ситуация может стать реальностью, пусть даже и не в прямом смысле.
Наступившая осень, на которую многие уповали как на источник поступления воды в пересохшие за лето реки, надежд пока не оправдывает. Более того, к существующим проблемам с водой на Волге добавилась обмелевшая река Ока.
Впрочем, от Оки ничего другого ждать и не приходилось – это очень капризная река, пассажирская навигация по которой в последние годы проходит успешно только с конца апреля и до конца мая, и работающие здесь компании заранее составляют резервные маршруты. Причём парадокс Оки в том, что когда воды много, это тоже плохо: так, например, в сентябре 2013 года у теплохода «Сергей Образцов» были изменены несколько стоянок из-за того, что проливные дожди сильно подняли уровень реки.
Возвращаясь к текущим проблемам, напомним, что из-за природной аномалии в виде тёплой и почти бесснежной зимы, помноженной на человеческий фактор неразумной хозяйственной деятельности (сброс уровней водохранилищ без учёта того, что притока воды в них не будет), уже в середине мая начались проблемы с пропуском судов на участке Городец–Балахна Нижегородской области.
Если поначалу проблемы касались только четырёхпалубных пассажирских судов, то уже в конце июля этот участок Волги стал непроходим для трёхпалубных судов. Так, из-за ситуации с водой была сорвана работа теплоходов «Владимир Маяковский» и «Дмитрий Фурманов», которые не смогли пройти к месту работы в Санкт-Петербург. У тех четырёхпалубных судов, чьи маршруты пролегали через обмелевший участок Волги, рейсы были изменены на северо-западное направление. У оставшихся ниже Городца – соответственно на Поволжье и Каму.
В августе ситуация из напряжённой переросла в критическую: вал отмен и изменений рейсов – новости от операторов иной раз напоминали сводки с линии фронта, где шли тяжёлые бои. 8 августа Федеральное агентство морского и речного транспорта опубликовало данные о гидрологических судоходных условиях на внутренних водных путях в августе-сентябре 2014 года.
Согласно принятым на Межведомственной оперативной группе по регулированию режимов гидроузлов Волжско-Камского каскада водохранилищ решениям, с 10 августа до 10 сентября 2014 года вводились новые ограничения по осадке судов. Особо сложной стала ситуация на участке Городецкие шлюзы – Балахна, где возможность пройти стала доступна только для двухпалубных судов. Проход трёхпалубных и четырёхпалубных пассажирских судов стал возможен только по предварительному согласованию в специальные дни повышенного сброса воды с Нижегородской ГЭС.
Прервалась работа линии Москва–Астрахань–Москва, на которой работали три трёхпалубных теплохода нижегородской компании «Гама». В итоге одно судно стало работать на участке Москва–Городец–Москва, а туристов, прибывших в Городец на автобусах, перевозили к месту посадки на другой теплоход, работавший на участке Городец–Астрахань–Городец.
Отрезанными от основного региона работы оказались несколько судов, среди которых «Михаил Танич», застрявший ниже Городца, и «Космонавт Гагарин» с «Дмитрием Пожарским», оставшиеся выше непроходимого участка. У всех судов в итоге были сорваны запланированные рейсы. Операторы, правда, попытались их изменить с учётом сложившейся ситуации, но отсутствие спроса и выросшие эксплуатационные расходы привели к решению досрочно завершить работу части из них. В итоге уже в конце августа в Ярославле встал теплоход «Дмитрий Пожарский», а в Нижнем Новгороде – «Михаил Танич».
Начало осени пока не приносит хороших известий. Так, компания «Инфофлот» объявила об изменении предпоследнего рейса теплохода «Василий Чапаев» и отмене последующего заключительного рейса. Это было связано с обмелением Оки: выше города Павлова Нижегородской области судно пройти не смогло.
5 сентября в Федеральном агентстве морского и речного транспорта пройдёт очередное совещание, после которого станет понятно, чего ожидать судоходным компаниям и туристам в сентябре.