«Пираты XX века»: как снимали культовый фильм, и какие суда там играют главные роли

«Пираты XX века»: как снимали культовый фильм, и какие суда там играют главные роли
Появившись на больших экранах в 1980 году, картина Бориса Дурова «Пираты XX века» собрала 90-миллионную зрительскую аудиторию. Даже мелодраму Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», которая вышла в прокат в том же 1980-м, посмотрели 84,4 миллиона человек. О том, как снимали самый кассовый фильм 1980-х, рассказывает «Российская газета».

Феномен фильма объяснялся просто: это был первый советский кинобоевик, действие которого держит в напряжении с первой до последней минуты. Для неискушенного советского зрителя такие фильмы были в новинку. К тому же, действие разворачивалось в бескрайних просторах южных морей, у пиратов была экзотическая внешность, и демонстрировали они невиданные боевые искусства. На самом деле съемки проходили в акватории Азовского моря, играли в фильме советские актеры, а демонстрировали они приемы карате, первые клубы по изучению которого появились в московских вузах еще во времена хрущевской «оттепели».

Захватывающий сюжет фильма основан на вполне реальной истории. В конце 70-х годов прошлого века в «Известиях» была опубликована заметка о нападении пиратов на итальянское судно, перевозившее урановую руду. Тогда морские разбойники похитили 200 тонн груза и убили всех членов экипажа.

Сценарист и режиссер Станислав Говорухин сразу же загорелся идеей снять фильм, в котором бы советские моряки противостояли морским «джентльменам удачи». Конечно, финал должен был быть оптимистичным, доказывающим, что советские матросы справятся с любым мировым злом.

Сценарий Говорухин написал вместе со своим другом — режиссером Борисом Дуровым. Его же он попросил и снять картину, так как сам в это время уже готовился к съемкам сериала «Место встречи изменить нельзя». Позднее Борис Дуров рассказывал, как их с Говорухиным замысел воплощался в реальность: «Мы сразу отказались от излишней сентиментальности. Задумали кино о русских мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль. В те годы сценарий будущего фильма должен был пройти цензуру. Тут-то нам и зарубили уран. Тогда мы предложили «погрузить» на корабль опиум для фармацевтической промышленности - товар на миллионы долларов. Поднялся такой шум: никаких наркотиков, это пропаганда! Я разозлился: Это же для фармацевтической промышленности! Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов?». В общем, опиум авторы сценария отстояли.

Начало «Пиратов ХХ века», где на корабль грузят этот самый опиум, снимали на пятом причале Ждановского порта (ныне — Мариупольский торговый порт, Украина) в мае 1979 года.

Теплоход «Нежин», который половину фильма честно служит советской команде, а потом трагически гибнет в огне, — тоже мариупольский. Это сухогруз «Фатеж» Азовского морского пароходства. Во время съемок судно не пострадал. Он много лет затем прослужил в пароходстве, был капитально отремонтирован в 1985 году, после чего отправился в Севастополь — в Черноморское пароходство. Второе судно, который зрители видят в фильме, а именно быстроходный пиратский Mercury, тоже имел мариупольскую приписку. В роли пиратского судна снялся теплоход «Адмирал Лунин» из Азовского морского пароходства.

Примечание от  Cruiseinform.ru: про «Фатеж» — ошибка. Судно с таким названием было построено в Германии только осенью 1981 года, а съемки фильма проходили на два года раньше. В съемках фильма под названием «Фатеж» участвовал сухогрузный пароход «Нежин» проекта 233 Азовского морского пароходства, построенный в Германии в 1954 году и списанный к моменту съемок фильма — в 1978 году.

Примечание от  Cruiseinform.ru: в фильме как «пиратские» снимались 3 судна типа «Алупка» проекта 543 болгарской постройки 1963-1965 годов. На общих планах в Коктебельской бухте снимали теплоход «Пицунда» — фильме он назывался Mercury. Сцены на палубе, в машинном отделении, в каютах и коридорах снимали теплоходе Черноморского морского пароходства «Абрау-Дюрсо» (1963 год, списан в 2001 году под названием «Юность») и «Адмирал Лунин» Азовского морского пароходства (1965 год, бывшее учебное судно Ростовского мореходного училища имени Седова, называвшееся до 1973 года «Кара-Даг». «Адмирала Лунина» в 1989 году  продали в Грецию под названием Seniorita, а в 1999 году судно, уже под названием Game Boy, затонуло там же после взрыва и пожара).

Фильм "Пираты XX века"
Game Boy (экс-«Адмирал Лунин») после затопления в Греции. 2015 год.

Большинство же сцен фильма снимали в разных местах Крыма: в Новом Свете (Разбойничья бухта, Голубая бухта, Царский пляж), в Коктебеле и около поселка Оленевка (мыс Тарханкут). Например, крушение ограбленного пиратами сухогруза «Нежин» снимали в море - напротив знаменитой горы Кара-Даг в Коктебеле. Пожара на судне, конечно же, в реальности не было. Для его имитации на палубе подожгли смолу в тазах.

«Когда мне заказали съемку сцены с «рогатой смертью» - донными минами, я на Тарханкуте работал над другой картиной, - рассказывал крымский мастер спецэффектов Валерий Павлотос. - Борису Дурову с актерами пришлось переходить на кораблях из Нового Света к нам на мыс. Деревянные плавучие макеты пяти мин уже были готовы и лежали на палубе одного из судов. Когда же они проходили в районе Севастополя, попали в шторм, и один муляж смыло в море. Мы сообщили об этом руководству Черноморского флота. Военные закатили скандал: мол, как так, рядом с базой плавает «мина», вдруг это дестабилизирует судоходство в районе. Но «мину» так и не нашли».

Затопление советского судна снимали в… бассейне гостиницы «Ялта» в Массандре. «Такое в открытом море снять не получилось бы, - сетовал позже все тот же Валерий Павлотос. - Две недели мы возводили полномасштабный макет коридоров и кают. А потом погрузили все это в бассейн. Правда, деревянные двери кают срывались с петель и всплывали. Пришлось их прикрутить болтами».

По сюжету главный герой фильма старший механик Сергей, должен был во время крушения судна спасать из кают женщин. Актер Николай Еременко-младший, исполнивший роль Сергея, рассказывал: «Снимали сцену спасения женщин в бассейне целую неделю. По семь часов я сидел в воде, и не просто сидел, а все время надо было нырять, нырять, нырять… И тогда уже из носа кровь шла не искусственная, а моя личная, и часто прекращали съемку, чтобы остановить мне кровь. А мои друзья, коллеги издевательски шутили: «Ну ты, Коля, как закончишь, подходи к нам, отдохни. Мы тебя будем ждать в соседнем бассейне, вместе поныряем». Зато после выхода фильма в прокат Николай Еременко был признан актером года и надолго стал секс-символом - мечтой всех советских женщин.

Консультантом и постановщиком боев в съемочную группу был приглашен известный в Советском Союзе мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов, который сыграл в картине роль боцмана. На роль кровожадного пирата Салеха пригласили актера Талгата Нигматулина. Родом он был из Киргизии, но благодаря утонченным экзотическим чертам лица вполне мог играть роли уроженцев заморских восточных государств. Так уж получилось, что образ пирата стал первой и последней «звездной» ролью Нигматулина: актер трагически погиб пять лет спустя после выхода «Пиратов» на экраны. Тайна его смерти от рук сектантов так и осталась до конца неразгаданной.

Именно Нигматулин в фильме демонстрировал искусство карате. Ведь он с детства был увлечен этим видом спорта и даже стал чемпионом Узбекистана. В фильме он со своим кинопротивником Николаем Еременко (кстати, в жизни актеры были друзьями) дрался по-настоящему. И Нигматулин, и Еременко отказались от дублеров и каскадеров. «Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор, - вспоминал Еременко. - Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным . Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон».

Фильм мог бы выйти на экраны в тот же год, в какой его начали снимать - в 1979. Но киношное начальство не решалось выпускать его во всесоюзный прокат. Слишком много было там сцен жестокости и насилия. Чего стоила лишь та, в которой пират Салех пожарным топором убивает радиста. Или когда он избивает плеткой пленную буфетчицу. «Пираты XX века» были запрещены к показу и отправлены «на полку». Но кассета с фильмом все-таки попала на дачу к Брежневу. Напомним, в советские времена генсеки предпочитали знакомиться с новинками кино в домашней обстановке - обычно смотрели новые фильмы по выходным, на дачах с семьями. Говорят, Леонид Ильич так переживал «за наших», что фильм быстро сняли «с полки» и отправили в триумфальное шествие по экранам СССР. Премьера фильма состоялась 14 июля 1980 года.

Материалы по теме:

24.01.2024 — Место съемок изменить нельзя: как на Якиманской набережной снимали советскую киноклассику и российские ситкомы
19.01.2024 — «Невероятные приключения итальянцев в России» на Москва-реке и Неве: что осталось за кадром
20.05.2020 — История появления песни «Течет река Волга» и печальная судьба фильма, где она впервые прозвучала
04.04.2019 — Как режиссер Георгий Данелия снимал фильм про Волгу и флот и почему картина не вышла на экраны
31.01.2016 — Как появился сюжет комедии «Берегите женщин» и необычная история судна, снявшегося в главной роли
09.01.2016 — Как снимали сцену с теплоходом в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»
07.01.2016 — Как в фильме «Бриллиантовая рука» под вымышленным названием «Михаил Светлов» снялись 3 судна

Возврат к списку