Удивительная история вятского теплохода «Москва-177», ставшего любимым местом Путина

Теплоход «Москва-177», бегающий по центру столицы, может легко затеряться в массе других прогулочных судов, бороздящих воды Москвы. Но есть у этого кораблика и интересный момент в его истории, когда судно из обычного серийного прогулочного теплохода внезапно стало одним из самых фешенебельных «лайнеров», попасть на борт которого мечтали многие, но могли далеко не все.
Удивительная история вятского теплохода «Москва-177», ставшего любимым местом Путина


Теплоход «Москва-177», бегающий по центру столицы, может легко затеряться в массе других прогулочных судов, бороздящих воды Москвы. Даже аляповатый вид и надстроенная застекленная палуба, квадратно-гнездовой формы, не сильно выделяет его среди других:  в разгар бума прогулочного флота и создания отдельного направления — банкетоходов — лепили коробки и похлеще, переоборудования под перевозку пассажиров и грузовые суда и баржи, где чувство вкуса и меры заменялось китчем.

Но есть у этого кораблика и интересный момент в его истории, когда судно из обычного серийного прогулочного теплохода внезапно стало одним из самых фешенебельных «лайнеров», попасть на борт которого мечтали многие, но могли далеко не все.

Изначально ничего примечательного в судьбе судна, построенного на Московском судостроительном заводе и принятого в эксплуатацию летом 1986 года, не намечалось. Да и среди более 300 однотипных судов, построенных на ныне почти снесенном заводе, только у пары-тройки есть интересная история, да и та больше связана с теми местами, куда их занесло после постройки. Например, один из теплоходов попал, через Нидерланды, аж в Исландию, где последнее время ржавел под названием Lagarfljotsormurinn, что обозначает местного мифического озерного змея.

Так и наш герой после постройки и сдачи в работу был распределен на реку Вятку в город Котельнич Кировской области, где судно проработало до середины 90-х годов, вместе с парой однотипных «Москвушек». А вот затем в его истории наступил интересный момент.

Дело в том, что к концу 90-х годов в Петербурге начала формироваться гигантская база судов прогулочного флота, начиная от мелких «Фонтанок», строившихся специально для работы на каналах, и заканчивая скоростными судами всех возможных типов, от «Комет» и «Метеоров» до «Колхид», «Восходов» и «Полесьев». Скоростной флот был нужен для перевозки пассажиров из центра в Петергоф, Орешек и Валаам. Параллельно требовалось и увеличить количество прогулочных судов, так как спрос превышал предложение, а уже работавшие не справлялись с объемами. Поэтому в областных центрах прилегающих областей стали скупаться имевшиеся там суда и перегоняться в Питер. Таким образом и «Москва-177» попала в Петербург, прибыв туда осенью 1996 года.

А дальше на ее пути встретился Евгений Пригожин. Питерский ресторатор, начинавший с торговли самодельными гамбургерами еще в Ленинграде, а к тому моменту ставший совладельцем пары элитных ресторанов, с говорящими сами за себя названиями — «Семь сорок», «Строгановский двор» и «Русский китч». Пригожин решил сделать из прогулочного теплоходика не простое судно, а, если и не золотое, то точно необычное и элитное, почти как в Париже, откуда он вернулся с этой идеей, насмотревшись на богатую речную ресторанную жизнь на Сене. Только, конечно, побогаче, ведь целевая аудитория была соответствующая. Одним словом, все как в известном фильме: «Обстановка, я вам скажу, как в Лувре. Только здесь, почему-то еще и едят».

Капиталовложения на покупку и переоборудование судна в ценах 1997 года составили всего полмиллиона долларов. И вот весной 1998 года по Неве поплыл ресторан New Island, который достаточно скоро стал самым модным местом Петербурга. А начиная с лета 1999 года на его борту стали совершать прогулки и вип-чиновники. Среди первых был тогдашний премьер Сергей Степашин и глава-распорядитель МВФ Мишель Камдессю. А летом  2001 года на борту New Island трапезничал уже и сам Путин, вместе с президентом Франции Жаком Шираком. Позже среди почетных гостей отметился и президент США Джордж Буш, а Путин так там и вовсе прописался и стал самым частным посетителем.

Но во второй половине нулевых популярность судна, как элитного и недоступного плавресторана, предназначенного для встречи политических и деловых вип-персон, постепенно сошла на нет. Да и сам Пригожин на достигнутом не остановился, а расширил флотское направление за счет покупки и переоборудования пары списанных сухогрузных теплоходов, купленных по цене не превышающей стоимость металлолома и переоборудованных в плавучие рестораны под броским названием «Ривер Палас».

Летом 2013 года теплоход «Москва-177», а это имя судно не меняло с постройки — название  New Island было торговой маркой, своего рода брендом, — перекочевало в Москву, где еще два года работало как плавучий плавресторан в составе флотилии пригожинской компании «Конкорд Кейтеринг».

В навигацию 2015 года судно вышло уже от другого владельца, и если судить по имеющимся в сети документам, то купила его компания с милым названием «28-й гном». Вывески культового New Island на борту тоже не осталось. Теперь это Notte Bianca, что в переводе означает «Белая ночь». Согласно опубликованному на сайте расписанию, работает «Москва» теперь только в выходные дни, и то лишь в случае если наберется необходимое количество желающих совершить речную прогулку. Что можно добавить? Разве что Sic transit gloria mundi - так проходит мирская слава.
Возврат к списку