Как «Антон Чехов» спас круизный туризм на Енисее в 1990-е годы

Как «Антон Чехов» спас круизный туризм на Енисее в 1990-е годы
Продолжение воспоминаний Ивана Марусева — легендарного енисейского речника, работавшего с 1984 и по 2003 годы капитаном теплохода «Антон Чехов». В первой части он рассказывал об опыте организации туристических рейсов по Енисею в 1980-х и начале 1990-х годов, в том числе и первых рейсов с иностранными туристами. В этой статье он рассказывает о том, как в 90-е годы «Антон Чехов» работал с иностранными туристами, совершая рейсы из Красноярска до Дудинки.

«...В феврале 1984 года капитаном теплохода «Антон Чехов» был назначен автор этих строк. До этого на туристских и даже просто пассажирских судах мне не приходилось работать.

«Антон Чехов» — современный, комфортабельный теплоход в основном с одно- и двухместными каютами и мощным кондиционером. Огромный по речным масштабам четырехпалубный теплоход длиною 115 и шириною 16 с половиной метров имел пассажировместимость всего в 250 мест. 3 мощных главных двигателя и 3 вспомогательных, многочисленное оборудование делали его довольно энергоёмким. В рейсе на полном ходу в сутки расходовалось до 10 тонн топлива. Стоимость же путёвок для отдыхающих была невысокой, чтобы турпоездки могли совершать все слои населения Советского Союза. Поэтому, надо признаться, «Антон Чехов» для Енисейского речного пароходства был нерентабелен.

В восьмидесятые годы на его борту отдыхали туристы со всех уголков Советского Союза: из Москвы, Ленинграда, Мурманска и Одессы, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии и Украины. Особенно много было туристов из кавказских республик и Средней Азии. Теплоход всегда был загружен полностью, а иногда и сверх того.

В начале 90-х, когда рушилась советская система жизнеустройства, начала быстро свёртываться и система туризма на Енисее. Краевой Совет по туризму и экскурсиям прекратил сотрудничество с пароходством, отказался арендовать суда, выполняющие туристские рейсы. Это была не просто их прихоть, — перестали поступать заявки на турпутёвки. В стране в то время было не до путешествий. «В. Чкалов» и «А. Матросов» начали выполнять пассажирские рейсы. Пассажиропоток на Север тоже стал сокращаться, поэтому ставить туристский теплоход «Антон Чехов» на пассажирскую линию не было смысла, тем более, что и проезд на нем обходился бы пассажирам дороже, чем на других судах. «Чехову» грозила участь остаться в затоне на холодный отстой.

Правда, стоять летом в затоне нам не пришлось. Теплоход начали арендовывать на один-два рейса за навигацию вновь образующиеся коммерческие структуры. Так, в 1991 году теплоход был зафрактован на рейс до Дудинки и обратно некоей коммерческой структурой при одной из московских академий, руководитель — Шемпень Александр Григорьевич. Рейс обозначили как бизнес-круиз. На него были приглашены все руководители крупных предприятий края. Семинар по переходу на новую систему хозяйствования проводил небезызвестный Лившиц, будущий министр экономики России. На следующий год Александр Григорьевич вновь организовал рейс до Дудинки, но теперь это был просто туристский рейс. На него были приглашены артисты из Москвы, в том числе ансамбль «Гренада» и Надежда Бабкина со свое группой.

Однако всё это были единичные круизы и не было уверенности в дальнейшей нормальной работе. И всё-таки «Антону Чехову» повезло. Весной 1992 года, когда теплоход ещё находился в затоне и готовился к навигации, к нам на борт прибыл из Швейцарии Ганс Кауфман, президент туристской фирмы «Миггель Тургау».

Эта фирма уже несколько лет работала в России, арендовала порядка 7 судов в Северо-Западном пароходстве и на Украине. В их числе был и «Нарком Пахомов», который все время стоял у стенки в районе Речного вокзала, выполняя функции гостиницы и конторы фирмы «Миггель Тургау».

Ганс Кауфман намеревался организовать туристские рейсы на теплоходе «Антон Чехов» от Красноярска до устья Енисея, на выходе в море. «Чехов» представителям фирмы понравился, и Ганс Кауфман договорился с начальником пароходства А. А. Печенаком о том, что после навигации, в конце года, представители фирмы прибудут в Красноярск для заключения контракта на аренду теплохода «Антон Чехов» — для организации туристских рейсов по Енисею. После навигации 1992 года «Чехов» был поставлен к причалу у Речного вокзала и использовался как гостиница. В конце сентября я и начальник пассажирского агентства Г. М. Потапов были приглашены фирмой «Миггель Тургау» в Киев на теплоход «Тарас Шевченко» для ознакомления с работой этой фирмы. В течение рейса Киев — Одесса мы ознакомились с организацией и проведением круиза, со всеми требованиями, предъявляемыми фирмой к работе экипажа, составили протокол намерений. В декабре на «Чехов» прибыла делегация от «Миггель Тургау» во главе с Гансом Кауфманом, где и был подписан контракт об аренде теплохода «Антон Чехов» сроком на 5 лет, с ежегодной пролонгацией его на каждый следующий год, если не будет претензий ни с какой стороны.

Весной, в апреле-мае 1993 года, на теплоход «Антон Чехов» прибыла бригада специалистов из Голландии и контейнер с материалами для проведения некоторого переоборудования на теплоходе. Так, был заменён потолок и светильники, мебель в ресторане, носовой бар так же с заменой мебели. Раньше в баре было 38 мест, после реконструкции —  75. Заменены матрацы и постельное бельё, модернизированы камбуз и прачечная, постелены новые ковровые покрытия в ресторане, барах, коридорах. В переоборудование теплохода фирма вложила около миллиона долларов. Теплоход заметно преобразился: стал еще комфортнее и уютнее. По контракту устанавливалась новая пассажировместимость, вместо 350 человек —  150. Всё для комфорта и удобства туристов! Изменён и наш традиционный маршрут Красноярск — Дудинка — Красноярск. Он стал односторонним: Красноярск — Дудинка и Дудинка — Красноярск, то есть вместо одного рейса в 15 суток теперь мы должны были совершать два по 10—12 суток. Из Дудинки туристы отправлялись чартерным рейсом из Норильского аэропорта в Москву, а оттуда в Дудинку привозили новую группу туристов. Увеличивалось время на «зеленых стоянках». Прогулки по тайге, экскурсии в музей вечной мерзлоты в Игарке и в морозильник в Усть-Порту стали платными. И, конечно же, — вертолётные экскурсии из Туруханска на р. Турухан в бывшие точки ГУЛАГа, а также в Игарке на речку Черная. С 1995 года по просьбе фирмы мы стали заходить до 30 км от устья в реку Нижняя Тунгуска.

На теплоход приглашались музыкальные группы из Петербурга, в последние годы совместной работы в 1997—2001 годах — из Красноярска.

В первый год работы с фирмой «Миггель Тургау» туристов в круизах было не очень много, по 80—90 человек в каждом рейсе.

Туристы были из разных стран: Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Японии. Самыми большими были группы из Германии и Швейцарии. Года через три туристов из Японии не стало. Причина была в том, что не было прямых рейсов из Японии или хотя бы из Владивостока до Красноярска. Японским туристам приходилось добираться до Красноярска через Москву, в лучшем случае — через Иркутск. Уже в навигацию 1994 год установленная пассажировместимость в 150 мест использовалась в полную меру.

В середине 90-х начали появляться на теплоходе сначала небольшие, по 5—6 человек, а в 2000—2001 годах по 40—50 человек, группы англичан. Чопорные англичане, не то что швейцары, французы или итальянцы, эмоции свои бурно не выражали. И всё же, если судить по отзыву, который в письменной форме мне передали переводчики, и по количеству туристов в каждом рейсе, чопорным англичанам на Енисее нравилось.

Может, я излишне расхвастался? Но я хотел сказать об этом потому, что когда засобирались продавать теплоход «Антон Чехов» московской туристской фирме «Ортодокс», начали ходить слухи, дескать, этот теплоход на Енисее нерентабелен и глубины на Енисее для него малы, и вообще иностранцам смотреть здесь нечего. Всё это вздор! Да, порой глубины бывали маловаты. Но это же не каждый год. И в самый безводный 1996 год мы работали, притом безаварийно.

В конце 1990-х годов заболел президент фирмы Ганс Кауфман. На его месте появился некий Браун. Сразу же мы почувствовали другую атмосферу. Кауфман очень хорошо и уважительно относился к России. Браун же, наоборот, не любил Россию. После навигации 2001 года фирма объявила пароходству, что она обанкротилась, а потому разрывает контракт. Конечно же, мы, экипаж, сожалели о прекращении работы с иностранными туристами. Но было одно утешение: в контракте было записано, что если работу прерывает пароходство, то все оборудование и инвентарь, завезенные фирмой на теплоход, возвращаются фирме «Миггель Тургау». Если же контракт разрывает фирма, то всё остаётся на теплоходе. Контракт разорвала швейцарская сторона, так что мы готовы были к работе с любой другой фирмой, что и было сделано: заключен договор с фирмой, ближе которой не было, — «Дюла-тур», офис которой находится на втором этаже Речного вокзала. С родной фирмой мы проработали полтора туристского сезона, пока не поступил приказ пароходства в августе 2003 года готовить теплоход к перегону в Ростов-на-Дону.
Возврат к списку