Озвучена концепция по комплексному развитию столицы и реки Москвы
Главный архитектор Москвы заявил, что планы по комплексному развитию города и реки Москвы больше не будут основываться на идее проектировщиков советских лет построить «порт пяти морей». Что ждет реку и город в ближайшие годы?
Столичные власти и представители организаций, занимающихся планированием развития Москвы, вновь занялись составлением концепции по комплексному развитию города и реки Москвы. Все прежние планы признаны неактуальными: по заявлению проектировщиков городской среды, предыдущие концепции не учитывали принципов градостроительного развития берегов реки. А планирование обустройства набережных реки Москвы осуществлялось только с позиций рекреационно-туристических, то есть только для прогулок и отдыха.
Сейчас, в 2014 году, действует концепция, принятая четыре года назад. По планам 2010 года, на осуществление которых планировалось отвести шесть лет, к 2016 году в Москве должна быть развита внутригородская перевозка пассажиров водным транспортом, а берега реки застроены гостиницами.
Планы по развитию водного транспорта для внутригородской перевозки пассажиров – одна из излюбленных тем в выступлениях столичных транспортных чиновников. Она с любовью поднимается каждый год, начиная с 2005-го. Ежегодно добавлялись новые подробности, менялись концепции, но результат оставался стабильно нулевым: за 10 лет так ничего сделано не было. Да и фасады гостиниц не отсвечивают по ночам в мутных маслянистых водах реки Москвы. Гостиниц в городе, конечно, прибавилось, но отнюдь не на береговой линии.
«...Современная концепция, которая будет действовать до 2035 года, не будет основываться на базовой идее проектировщиков советских лет построить «порт пяти морей»...»
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
По словам Каримы Нигматулиной, руководителя НИиПИ генплана Москвы, программа 2010 года морально устарела и сейчас необходима новая. Современная концепция, которая будет действовать до 2035 года, не станет основываться на базовой идее проектировщиков советских лет построить «порт пяти морей», добавляет главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По его словам, реку нужно использовать в интересах города, сделать её главной транспортной магистралью и повернуть лицом к городу. На берегах построить транспортно-пересадочные узлы, а набережные отдать под жилую и коммерческую застройку. А также активнее заниматься реорганизацией промышленных территорий: превращать брошенные территории, где располагались предприятия и порты, в благоустроенные пространства.
Примеры успешного превращения набережных в благоустроенные пространства уже есть: парк Горького и парк Музеон, связанные единой пешеходной зоной, пришедшей на смену автостоянке и заправке. Также к успешно реализованным проектам можно отнести и реорганизацию парка Северное Тушино на северо-западе Москвы, благоустройство зоны парка Коломенское на юге и ряд других объектов.
Примеры освоения промышленных зон под жилую и деловую застройку тоже имеются: это и комплекс Сити, и ряд жилых и деловых комплексов как в центре, так и ближе к окраинам, но расположенным вблизи реки Москвы.
На очереди – ликвидация промзон закрытого завода ЗиЛ и Южного порта на юге Москвы, работа с заброшенными промзонами в районе ликвидированного Западного речного порта и Краснопресненской промзоны, а также работа с прибрежными зонами на Химкинском водохранилище.
Но с главным направлением работы – превращением реки в транспортную магистраль – пока есть очевидные проблемы. На реке Москве успешно развиваются экскурсионно-туристические направления, и за последние годы произошёл мощный прорыв в этой сфере: строятся новые комфортабельные суда, вводятся новые маршруты, а навигация в центре Москвы уже давно стало круглогодичной.
Но реализовать планы по включению реки в транспортную пассажирскую логистику пока не получается. Возможно, что при всей остроте транспортной ситуации в центре Москвы использование реки для разгрузки дорог попросту невозможно. Нет ни береговой инфраструктуры, ни надлежащего флота, ни условий для этого: как природно-климатических, так и географических.
201 км составляет протяженность береговой зоны;
10% берега занято жильем;
12% берегов реки вовсе не благоустроены;
25% территорий занято производствами;
44% набережных не благоустроено;
16% набережных не предусматривает доступа к реке.
Возврат к списку
Столичные власти и представители организаций, занимающихся планированием развития Москвы, вновь занялись составлением концепции по комплексному развитию города и реки Москвы. Все прежние планы признаны неактуальными: по заявлению проектировщиков городской среды, предыдущие концепции не учитывали принципов градостроительного развития берегов реки. А планирование обустройства набережных реки Москвы осуществлялось только с позиций рекреационно-туристических, то есть только для прогулок и отдыха.
Сейчас, в 2014 году, действует концепция, принятая четыре года назад. По планам 2010 года, на осуществление которых планировалось отвести шесть лет, к 2016 году в Москве должна быть развита внутригородская перевозка пассажиров водным транспортом, а берега реки застроены гостиницами.
Планы по развитию водного транспорта для внутригородской перевозки пассажиров – одна из излюбленных тем в выступлениях столичных транспортных чиновников. Она с любовью поднимается каждый год, начиная с 2005-го. Ежегодно добавлялись новые подробности, менялись концепции, но результат оставался стабильно нулевым: за 10 лет так ничего сделано не было. Да и фасады гостиниц не отсвечивают по ночам в мутных маслянистых водах реки Москвы. Гостиниц в городе, конечно, прибавилось, но отнюдь не на береговой линии.
«...Современная концепция, которая будет действовать до 2035 года, не будет основываться на базовой идее проектировщиков советских лет построить «порт пяти морей»...»
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
По словам Каримы Нигматулиной, руководителя НИиПИ генплана Москвы, программа 2010 года морально устарела и сейчас необходима новая. Современная концепция, которая будет действовать до 2035 года, не станет основываться на базовой идее проектировщиков советских лет построить «порт пяти морей», добавляет главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По его словам, реку нужно использовать в интересах города, сделать её главной транспортной магистралью и повернуть лицом к городу. На берегах построить транспортно-пересадочные узлы, а набережные отдать под жилую и коммерческую застройку. А также активнее заниматься реорганизацией промышленных территорий: превращать брошенные территории, где располагались предприятия и порты, в благоустроенные пространства.
Примеры успешного превращения набережных в благоустроенные пространства уже есть: парк Горького и парк Музеон, связанные единой пешеходной зоной, пришедшей на смену автостоянке и заправке. Также к успешно реализованным проектам можно отнести и реорганизацию парка Северное Тушино на северо-западе Москвы, благоустройство зоны парка Коломенское на юге и ряд других объектов.
Примеры освоения промышленных зон под жилую и деловую застройку тоже имеются: это и комплекс Сити, и ряд жилых и деловых комплексов как в центре, так и ближе к окраинам, но расположенным вблизи реки Москвы.
На очереди – ликвидация промзон закрытого завода ЗиЛ и Южного порта на юге Москвы, работа с заброшенными промзонами в районе ликвидированного Западного речного порта и Краснопресненской промзоны, а также работа с прибрежными зонами на Химкинском водохранилище.
Но с главным направлением работы – превращением реки в транспортную магистраль – пока есть очевидные проблемы. На реке Москве успешно развиваются экскурсионно-туристические направления, и за последние годы произошёл мощный прорыв в этой сфере: строятся новые комфортабельные суда, вводятся новые маршруты, а навигация в центре Москвы уже давно стало круглогодичной.
Но реализовать планы по включению реки в транспортную пассажирскую логистику пока не получается. Возможно, что при всей остроте транспортной ситуации в центре Москвы использование реки для разгрузки дорог попросту невозможно. Нет ни береговой инфраструктуры, ни надлежащего флота, ни условий для этого: как природно-климатических, так и географических.
Сейчас по статистике:
83 км длина реки Москвы в границах города;201 км составляет протяженность береговой зоны;
10% берега занято жильем;
12% берегов реки вовсе не благоустроены;
25% территорий занято производствами;
44% набережных не благоустроено;
16% набережных не предусматривает доступа к реке.