Минпромторг предложил российским круизным компаниям схему строительства новых речных судов

В 2016 году Минпромторг предполагает начать постройку новых круизных лайнеров, предназначенных для эксплуатации на внутренних водных путях России и за ее пределами. За основу предлагается взять проект PV300VD, разработанный украинским Морским инженерным бюро из Одессы несколько лет назад.
Минпромторг предложил российским круизным компаниям схему строительства новых речных судов


В 2016 году Минпромторг предполагает начать постройку новых круизных лайнеров, предназначенных для эксплуатации на внутренних водных путях России и за ее пределами. За основу предлагается взять проект PV300, разработанный украинским Морским инженерным бюро из Одессы несколько лет назад.

Впервые речь об этом проекте зашла на совещании в Федеральном агентстве морского и речного транспорта, которое состоялось еще весной 2013 года. Среди двух обсуждаемых концептов круизных судов — PV500VB и PV300VD — предпочтение было отдано второму варианту, так как в нем была заложена возможность на зиму уходить в теплые моря и, соответственно, значительное увеличение периода навигации — до 326 дней.

Четырехпалубное судно проекта PV300VD рассчитано на тот же район плавания, что и PV500VB (Москва — Санкт-Петербург — Астрахань и река Дон), но морской класс регистра (+М-СП 3.5 А) позволял бы ему выходить в моря — Азовское, Черное, Средиземное, Каспийское и Красное, что было бы невозможно при выборе PV500VB. Но и пассажировместимость второго варианта ниже — 300 человек против 500.

Технические показатели проекта PV300VD следующие: длина судна — 141 метр, ширина — 16,82 метра, осадка — 3,20 метра, автономность по запасам продуктов 10 суток, а по запасам топлива — 15. Экипаж 76 человек, мощность главных двигателей — 3 х 1000 кВт и скорость 20 км/ч.

К услугам пассажиров два апартамента класса «люкс» с балконом (площадь 39 кв. м), 14 кают класса «люкс» с балконом (23 кв. м), 94 простых каюты с балконом и 40 стандартных кают (площадью по 16 кв. м).

Три ресторана на 180 и 120 посадочных мест, а также ресторан с открытой кухней на 34 места. А также четыре бара — обзорный музыкальный салон с баром, круглосуточный бар с террасой, гриль-бар на солнечной (самой верхней) палубе и лаундж-бар.

Кроме того на борту предусмотрен трансформируемый конференц-зал, спортивно-оздоровительный комплекс и детская игровая комната, а все палубы связывают пассажирские и грузовые лифты.

По экспертным оценкам, в ценах 2013 года, строительная стоимость такого судна составила бы 1 млрд. 300 млн. рублей, а сейчас же названа сумма гораздо выше — до 2,5 млрд рублей, при сроке окупаемости в 20 лет.

Но главной проблемой была даже не стоимость судна, а его загрузка, которая должна около 70-75% от максимальной пассажировместимости, что было бы возможно только при перевозке иностранных туристов, и то только в случае твердого заказа от серьезного иностранного партнера. Работа же на российском рынке характеризуется более короткой навигацией, и неравномерной загрузкой судна в течение навигации.

Сейчас Минпромторг предлагает такой вариант: лизинговой компании средства выделяются под 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, ставка лизинговой компании – 1% годовых, а судоходной компании субсидируется 2/3 общей ставки по договору лизинга. А с 2017 г. возможно получить скидку в 10% при сдаче в утиль старого судна, пишут «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу Минпромторга.

Но этот вариант операторам не подходит. Банки финансируют лизинг максимум на 15 лет, говорит Константин Анисимов, генеральный директор Московского речного пароходства: «Мы просим продлить срок до 25–30 лет». Может быть и другой вариант: оператор получает судно в операционный лизинг от 20 лет, а затем возвращает его госкомпании — структуре Внешэкономбанка или Объединенной судостроительной корпорации. «Но на него пока не идут», — заявил газете Анисимов.

Если проект будет реализован, в чем у специалистов есть сомнения, то это будет первые круизные суда, построенные в России. В настоящее время на водных путях работают круизные суда, которые заказывались еще во времена СССР: самыми новыми по дате постройки являются четырехпалубные теплоходы проекта 302, а самым «молодым» по дате постройки сейчас является теплоход «Максим Литвинов», введенный в эксплуатацию в 1991 году.

Впрочем, в российском речном регистре есть теплоходы с датой постройки 2012 и 2013 годов — это «Александр Грин» и «Русь Великая». Но оба судна представляют собой не новые суда, а построенные на основе ранее эксплуатировавшихся теплоходов, спущенных на воду еще в 1984 и 1960 годах соответственно.

Осенью 2014 года было объявлено о том, что в Хорватии спущен на воду для дальнейшей отделки и подготовке к вводу в эксплуатацию новый круизный речной теплоход, предназначенный для работы в России. Было озвучено, что судно, построенное по заказу российской компании Volga Dream Cruises и получившее название «Волга Дрим II», прибудет в Россию осенью 2015 года. Однако еще летом прошлого года представитель компании заявил, что точные сроки ввода судна в работу пока он сказать не может и осенью судно точно не придет, что, собственно, и подтвердилось.

Далее по теме:

15.08.2016 — В Астраханской области прошла церемония закладки нового круизного судна проекта PV300
23.01.2017 — Второй круизный теплоход проекта PV300 будет построен для «Водохода»
16.03.2017 — «Водоходъ» собирается заказать строительство еще одного теплохода проекта PV300
03.04.2017 — Московское речное пароходство может заказать второе судно проекта PV300
27.09.2017 — На строительство новых судов для «Водохода» и «Мостурфлота» не хватило госбюджета
Возврат к списку