Чем уникальны речные круизы по реке Лене
— Евгений, давайте сначала о том, каким получился этот сезон, подведите количественно-качественные итоги. Удачной ли была для вас навигации 2014 года? Особо интересно в связи с тем, что ваш регион живет своей, автономной, жизнью.
— Сложно однозначно сказать, удался год или нет. С одной стороны мы отметили рост количества рейсов и увеличения пассажиропотока. Так, на регулярных пассажирских линиях судами "Ленатурфлота" на всех направлениях было выполнено 258,5 рейсов (+43,5 к 2013 г.) и перевезено 17,8 тыс. пассажиров (+16%) с оборотом 5,9 млн. пкм (+16%). С учётом туристических перевозок рост пассажиропотока в этом году составил 24%, а рост пассажирооборота 35% в сравнении с 2013 годом.
Но количественный рост перевозок обусловлен исключительно увеличением числа пассажирских линий и судов. В целом же, в пассажирских и туристических перевозках наблюдался спад. И если сравнивать с уровнем загрузки судов, то мы недосчитались порядка 300 туристов и 2000 транзитных пассажиров или порядка 17 млн. в рублёвом эквиваленте, при том, что средний уровень цен в сравнении с 2013 годов возрос не более чем на 1-2%.
— Что привело к спаду?
— Единственной причиной падения перевозок мне видится снижение покупательской способность населения.
— Каким вам видится сезон 2015 года? Вот, ваши коллеги считают, что кризис отрасли будет только в помощь. Оставшись без доступного отдыха за границей люди начнут чаще выбирать отдых в России, в том числе и на круизных судах.
— Мы предполагаем, что произойдет снижение пассажирских перевозок, как на туристических так и на пассажирских линиях.
— По какой причине?
— Рост тарифов на составляющие круиза, в первую очередь топлива. Что касается тарифов на перевозки, то сейчас трудно что-либо прогнозировать, верно лишь то мы безрадостно смотрим на возможность их повышения. Всё зависит от стоимости топлива, составляющего треть наших расходов, так оно за прошлую зиму подорожало на 18%, достигнув в Якутске 45500 рублей, что привело к дополнительным потерям в 12 млн. рублей. Кроме того, рост стоимости авиабилетов, возможно, также скажется на популярности круизов у российских туристов.
— Значительная доля туристов на ваших круизных судах — граждане зарубежных стран, а рост сегмента въездного туризма вряд ли предстоит в ближайшее время. Хотя звучат утверждения, что падение курса рубля поможет привлечь на российский рынок туристов, для которых цены стали гораздо выгоднее.
— Падение рубля не вызвало вал заявок на круизы от иностранцев, для которых эти круизы несказанно подешевели, а оживление среди российских туристов было незначительным. Поэтому, здесь мы больше ориентируемся на рост количества российских туристов. В этом году их объем увеличился по сравнению с прошлым годом в 4 раза, достигнув на Арктических круизах 40%. В следующем году ожидаем примерно это же соотношение. Что касается коротких круизов, то якутян всегда было в них не менее 95% и изменений тут тоже не предвидится.
— Каких нововведений ожидать в следующем году от вашей компании?
— В 2015 году в туристических направлениях восстановится круиз "Алмазный путь" на теплоходе "Михаил Светлов", причём с двумя туристскими программами: чисто круиз по маршруту Якутск — Ленские Щёки — Якутск, и круиз с путешествием к алмазной трубке "Мир" по маршруту Якутск — Ленские Щёки — Ленск — Мирный. Остальные туристские программы останутся практически без изменений.
Что касается пассажирских линий, то мы планируем сократить как минимум одну скоростную линию на реке Алдан, по маршруту Хандыга — Усть-Мая, поставив судно на консервацию. В прошлом году этой линией воспользовалось более 1600 человек, 60% из которых — жители промежуточных пунктов. Но средств у государства для поддержания убыточной социально-значимой линии нет. "Ленатурфлот" не первая и не единственная компания сокращающая пассажирские перевозки, и в следующем году будет несколько опустевших социально-значимых линий. Особенностью деятельности нашей компании было то, что мы "подбирали выпавшие" убыточные линии и за счёт практически неизменных распределяемых расходов делали эти линии безубыточными. В этом году компания достигла максимума в своей географии перевозок и теперь готова избавиться от "слабых звеньев".
— А зачем условному жителю Европейской части России вообще ехать в круиз по Лене? Далеко, дорого, да и выбор маршрутов под боком обширный. В чем фишка?
— Наверное в том, что только на Лене можно ощутить величие ничем не ограниченной природы в её первозданном виде, увидеть как живут оторванные от цивилизации люди, не менявшие свой образ жизни на протяжении веков и поддерживающие самобытный образ, несмотря. Почувствовать умиротворённость, увидеть необъятность своей Родины. Вот за этим и едут.