Легендарный теплоход «Казань»: жизнь, полная приключений

В северной части Каспийского моря, в районе шельфового нефтегазового месторождения Кашаган, разрабатываемом Казахстаном с 2013 года, уже 7 лет работает теплоход Kurmangasy. Все эти годы, пока судно используется в качестве плавучего общежития для сотрудников нефтеразработки, самые спокойные в его истории. Несмотря на то, что теплоход достаточно молод — он был построен в 1999 году — судну пришлось вынести немало приключений, которые сложно назвать приятными.
Легендарный теплоход «Казань»: жизнь, полная приключений


В северной части Каспийского моря, в районе шельфового нефтегазового месторождения Кашаган, разрабатываемом Казахстаном с 2013 года, уже 7 лет работает теплоход Kurmangasy. Все эти годы, пока судно используется в качестве плавучего общежития для сотрудников нефтеразработки, самые спокойные в его истории. Несмотря на то, что теплоход достаточно молод — он был построен в 1999 году — судну пришлось вынести немало приключений, которые сложно назвать приятными.

Перспективы у Cezanne Gi. A., а именно под таким названием в мае 1999 года, на судоверфи Smeb в итальянском городе Мессина, было спущено на воду судно, были неплохими. Теплоход имел смешанный класс плавания река-море, что давало возможность эксплуатировать его на итальянской реке По, с выходом в Адриатическое море.

Но, увы, этим планам не было суждено сбыться. Разразившийся за год до сдачи судна экономический кризис 1998 года привел к банкротству туристической компании, планировавшей эксплуатировать теплоход, в результате чего судно было продано, и до 2002 года простояло на приколе в Венеции, выполняя роль плавучей гостиницы с допфункциями гей-клуба, получившего широкую известность, хотя и в узких кругах, а точнее местах.

Попутно владельцы судна искали покупателя на непрофильный, хотя и доходный актив, и нашли его в 2002 году в лице российского бизнесмена Загира Исрафилова. Господин Исрафилов с легкостью нашел 400 млн рублей на покупку элитного плавборделя — под этой маркой судно было известно в Венеции.

Самое интересное, что нашел он их не у себя — деньги ему выделили из администрация Казани, а они, в свою очередь, были получены из федерального бюджета РФ. Разумеется, все эти суммы были выделены не для покупки теплохода, а в рамках подготовки празднования 1000-летия основания города Казани. На них предполагалось построить несколько бизнес-центров для развития малого бизнеса.

Теплоход "Казань"

Возможно, что Исрафилов рассуждал с позиции Шарика из Простоквашино, который купил кроссовки вместо валенок, потому что они красивее. А возможно, что и послушал совета друзей, которые ему сказали, что это будет гораздо более выгодное вложение.

Дело в том, что одним из посетителей того самого клуба на Cezanne был один из российских высокопоставленных чиновников. Как любят говорить политологи — из команды молодых реформаторов. Конечно, приезжал он три раза в год в Венецию исключительно ради посещения могилы Бродского, но попутно заходил попить минералки на борт Cezanne. И часто сетовал на то, что такой корабль пропадает тут, в Италии, а вот у нас бы, в России, толку было бы больше.

«Вжух» — и корабль уже у нас. В 2003 году судно приходит в Россию, работая в то время под офшорным флагом Сент-Винсент и Гренадины, и попутно поменяв название с Cezanne на Kazan — Исрафилов не забыл малую Родину, щедро оделившую его нужной суммой на покупку этого борта.

Теплоход "Казань"

В 2003 году «Казанью» рулили высокопоставленные чиновники из Татарстана и Москвы. Весь этот период истории судна прикрывался госзадачами. Мол, где кроме, как не на борту такого лайнера, проводить встречи по различным бюджетным вопросам. То, что во время их проведения судно бороздило воды весьма отдаленные от Казани, а иногда и от России, никого не смущало. Корм пришел коню, да.

В 2004 году ситуация меняется. Из дорогостоящей vip-яхты для межрегиональных царьков Kazan, поменявшая к маю того года название на «Казань», превращается в круизный лайнер, и выходит на туристический рынок, то есть к своей изначальной функции.

Первый рейс судно совершает из Казани в Вену! Правда, дойти до столицы Австрии лайнеру не удалось — помешал повышенный, паводковый, уровень воды в Дунае, из-за чего теплоход не прошел под одним из мостов. В обратный рейс «Казань» отправилась из Вены в Москву, везя на своем борту новых арендаторов — Austrian River Cruises.

Последующие две навигации, с 2004 по 2006 годы, «Казань» возит иностранных туристов на маршруте Москва — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Москва.

Теплоход "Казань"

Теплоход "Казань"

Но все на свете имеет один конец, только сосиска имеет их два. Отгремело 1000-летие Казани, и ответственные лица заинтересовались, а все ли выделенные средства были оприходованы по прямому назначению. Выяснилось, что не все. И «Казань» тому самое яркое подтверждение.

К этому времени «Австрийские речные круизы» работать с судном завершили, а сам теплоход перешел в аренду к судоходной компании «Алиен» из Санкт-Петербурга. В 2007 году компания пыталась на «Казани» организовать трехдневные круизы из Питера на Валаам, но не смотря на отчаянный демпинг, все окончилось крахом. Теплоход встал на прикол в Петербурге, а через пару лет разорилась и сама компания.

В 2008 году в Санкт-Петербург прибывает следственная группа из Казани. Предъявив командиру экипажа постановление Вахитовского суда Казани об аресте судна, следователь потребовал перевести судно в Калининград. Туда судно ушло, но потом перешло в Таллин.

Попутно выясняется, что на лайнер претендуют сразу несколько лиц. Во-первых, это, арестованный к тому Исрафилов, обещающий вернуть судно к причалу Казани, если его только отпустят под подписку о невыезде. Во-вторых, к «Казани» проявлял интерес его экс-арендатор из России, ставший к тому времени главой лондонской управляющей компании, зарегистрированной в Сент-Винсенте и Гренадинах, и его сын, возглавлявший питерское ООО «Си Менеджмент СПб», которые на правах генподрядчиков занимались эксплуатацией «Казани» в России. В-третьих, на лайнер претендовал Амстердамский Торговый банк, где судно было заложено в качестве актива.

Весной 2008 года «Казань» уходит из Таллина в Ригу, где на местном судоремонтном заводе меняет не только окраску, но и попутно название. С того времени это не «Казань», а London Night — глава лондонской управляющей компании «отжал» судно себе через суд.

В конце лета 2008 года теплоход London Night отправляют на судоремонтную верфь Holland Shipyards в Нидерланды. Там он должен пройти кардинально переоборудование, после чего вновь вернуться к круизной деятельности — совершать круизы из Лондона по Темзе с выходом в прибрежные воды.

Теплоход London Night

Но вы же помните то, с чего начиналась история судна? Такое понятие как карма может есть не у каждого человека, но у судна она точно присутствует. Как и 10 лет назад перспективным планам теплохода вновь помешал кризис, на сей раз 2008 года.

В итоге, вместо звездного неба Лондона, теплоход ушел в под темные небосводы Каспия — летом 2009 года судно было продано под плавучее общежитие для казахстанских нефтепромыслов в Каспийском море. Над теплоходом вновь поколдовали судоремонтники. Его пассажировместимость была увеличена до 320 человек — вместо плановых 70 круизных туристов. Он был оснащен двумя кранами, рабочей палубой с рефрижераторными контейнерами и раздевалками. Также оборудован системой канализации, установками для очистки воды и дополнительными генераторами. Также, уже в третий раз, сменилось и его название. Отныне London Night стал именоваться Kurmangasy — в честь казахского музыканта Курмангазы Сагырбайулы (1818-1896).

В ноябре 2009 года Kurmangasy, ведомый двумя буксирами, в темноте и тишине прошел мимо Казани — своей малой Родины. Увы, ни работники правоохранительных органов, отмечавшие тогда День милиции, ни Исрафилов, томящийся за решеткой, поприветствовать его не вышли.

Теплоход Kurmangasy

С лета 2010 года Kurmangasy работает на Каспии. Как пишут его обители, представляющие рабочих нефтяников и инженеров, теплоход — сказка.

Что же до господина Исрафилова, то в 2010 году он был приговорен к двум годам и восьми месяцам колонии общего режима по статье 160 УК РФ (присвоение или растрата), но был освобожден от наказания, поскольку ему зачли срок пребывания под арестом. В 2014 году он снова оказался под арестом — его обвинили в невыплате заработной платы работникам одного из его предприятий на сумму 800 тысяч рублей. С теплоходами это не было связано.

Теплоход Kurmangasy

Фото: Алексей Кириллов, Алексей Линдстрем,
Алексей Сочинев, Дмитрий Илескин
Возврат к списку