Как в Петербурге спасли подлодку С-189 и превратили ее в музей

У небольшого причала на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге горделиво выступает из воды грозный профиль подводной лодки с бортовым номером С-189. Судно, некогда стоящее на страже морских рубежей нашей необъятной Родины, сегодня несет вахту в качестве уникального плавучего музея.
Как в Петербурге спасли подлодку С-189 и превратили ее в музей


У небольшого причала на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге горделиво выступает из воды грозный профиль подводной лодки с бортовым номером С-189. Судно, некогда стоящее на страже морских рубежей нашей необъятной Родины, сегодня несет вахту в качестве уникального плавучего музея. Об истории появления подлодки рассказывает «Петербургский дневник».

С-189 относится к одному из самых массовых и успешных проектов субмарин за всю историю подводного кораблестроения: головная лодка проекта 613 сошла со стапелей завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород) в октябре 1950 года.

Всего с 1950-го по 1958 г. в СССР было построено 215 подлодок такого типа. Средние дизель-электрические торпедные подводные лодки этого проекта – первый и самый массовый тип лодок, построенных после Второй мировой войны в мире. Они предназначались для уничтожения боевых кораблей и транспортов противника, постановки минных заграждений и ведения разведки.

Подводная лодка С-189 была заложена 31 марта 1954 г. на судостроительном заводе №189 имени С. Орджоникидзе (ныне Балтийский завод) и спущена на воду 4 сентября того же года. После завершения комплекса испытаний 9 марта 1955 г. С-189 вошла в состав ВМС СССР.

В боевом составе флота подлодка находилась 35 лет – до 19 апреля 1990 г. За этот период С-189 неоднократно выполняла боевые задачи в Атлантике и Балтийском море. Помимо боевых походов принимала участие в испытании новых образцов оружия на полигонах Ладожского озера. С-189 неоднократно принимала участие в военно-морских парадах в Ленинграде на Неве и в Москве на Химкинском водохранилище.

В 1990 г. С-189 после 35 лет службы вывели из состава флота и поставили на хранение в Кронштадте, где судно ожидало своей очереди на утилизацию. В 1998 г. из‑за неисправнос­ти донно-забортной арматуры отсеки лодки заполнились водой. Потеряв плавучесть, субмарина затонула в Купеческой гавани порта Кронштадт.

При благотворительной помощи ветерана ВМФ Андрея Артюшина, содействии руководства Ленинградской военно-морской базы и специалистов по подъему затонувших судов в 2005 г. лодку удалось поднять на поверхность. Затем С-189 на понтонах перевели на Канонерский завод и поставили в док, где специалисты приступили к восстановлению корпуса судна.

В 2007 г. лодку отбуксировали на ее нынешнее место стоянки, утвержденное главнокомандующим ВМФ РФ. Несколько лет ушло у ветеранов-подводников на то, чтобы найти и выкупить различные механизмы, детали интерьера. Зато сейчас на С-189 до сих пор царят морская дисциплина и порядок. «Экипаж», как ласково называет своих экскурсоводов капитан-директор, состоит из опытных подвод­ников-ветеранов.

Возврат к списку