Как на Беломорканале появился аналог затопленной Калязинской колокольни (ФОТО)

Как на Беломорканале появился аналог затопленной Калязинской колокольни (ФОТО)
Колокольня Никольского собора, возвышающаяся в водах Волги (Угличское водохранилище) у города Калязин Тверской области известна всем. Мимо нее в навигацию проходят десятки пассажирских круизных судов в день, а сама колокольня стала печальным символом проекта «Большая Волга» — начавшегося в 1930-е годы строительства на реке крупных гидроэлектростанций, с последующими затоплением гигантской территории. Под водами разлившихся  водохранилищ оказались леса, поля, города и деревни.

А вот о том, что в Карелии на реке Нижний Выг есть аналог Калязинского «маяка», а оставили колокольню, не став взрывать, в первую очередь для использования в качестве навигационного сооружения, знают далеко не все, хотя появился он на Беломорканале практически в тоже время — в первой половине 1930-х годов. Правда изначально карельский собрат был иного значения — не культовое сооружение, а хозяйственная постройка, но на этом различия заканчиваются.

История появления затопленной башни на месте уничтоженной деревни Кильбо такова. Во второй половине 20-х годов XX века начались разработки проекта строительства Беломорско-Балтийского канала, для связи Онежского озера с Белым морем. Рассматривалось два варианта трассировки канала: один вариант был ближе к финской границе, а другой проходил восточнее. В итоге выбрали второй вариант — его протяженность была меньше, хотя и требовалось создать больше вспомогательных сооружений, так как это вариант канала был беднее водой и нуждался в дополнительном питании.

Но при строительстве в зону затопления попала часть Мурманской железной дороги, которую пришлось переносить к западу от трассы канала. А среди деревень, которые должны были уйти под воду Беломорканала, оказалась и деревня Кильбо, которая была расположена на трассе этой железной дороги. Жилые дома разобрали, людей отселили, но оставили нетронутой водонапорную башню, которая в первую очередь служила для заправки водой паровозов, следовавших по дороге. Почему ее не стали взрывать неизвестно: может пожалели тратить аммонал (разновидность промышленных взрывчатых веществ), который был более нужен для прокладки трассы канала среди карельских гранитных скал, а может и потому что башня была не на судовом ходу, а в стороне, и движению судов не мешала. Вполне вероятно, что сыграла свою роль и нехватка времени: канал строили в авральном темпе, начав строительство в апреле 1930 года и сдав уже в августе 1933 года. Правда итогом такой гонки стало то, что канал построили лишь в 50% от запроектированного, достраивая потом в 1950-е и 1970-е годы.

Конечно, простые формы водонапорной башни смотрятся не так привлекательно, как ажурные контуры храма, но полюбоваться этим рукотворным объектом могут ежегодно сотни туристов (в этом году - более тысячи человек), путешествующих на круизных судах в сторону Соловецких остров. Находится башня-маяк между шлюзом №13 и шлюзом №14 — это северная часть Карелии, между поселком Надвоицы и Беломорском.
Возврат к списку