Из истории советского судостроения: как создавалась серия теплоходов «Военмор Ворошилов»

Из истории советского судостроения: как создавалась серия теплоходов «Военмор Ворошилов»


В 1930 году речной флот страны насчитывал (с учетом мелких судов) 3820 пароходов и теплоходов и 12 100 барж. К сожалению, большая часть их, особенно суда дореволюционной постройки, были разнотипными, что, конечно, затрудняло их обслуживание и ремонт. Поэтому план реконструкции речного флота, разработанный Наркомводом, предусматривал не только капитальнo-восстановительный ремонт, но, главное, строительство серий однотипных судов со стандартными деталями и узлами.

С этой целью прежде всего для грузo-пассажирских судов установили такие же мощности главных двигателей и паровых машин, как и для буксирных; скорости - в пределах от 15 до 25 км/ч (что превышало существовавшие на 20-30%). Старались речники найти и оптимальное соотношение пассажировместимости и грузоподъемности.

Одним из первых в стране к разработке проектов буксирных, сухогрузных и пассажирских судов приступилоСормовское отделение Судопроекта. В их числе был проект теплохода для перевозки грузов и пассажиров по Волге и Каме, который получил серийное обозначение «Военмор Ворошилов». Однако, прежде чем рассказать о нем, перенесемся в начало столетия.

Хотя двигатель внутреннего сгорания, работающий на тяжелом топливе, изобрел немец Дизель, российские инженеры настолько улучшили его конструкцию и настолько быстро запустили его в производство, что вскоре даже Германия стала закупать их.

В 1911 году Коломенский завод - одно из передовых предприятий тех лет - построил грузo-пассажирский теплоход «Бородино», ставший головным в серии из 11 судов. Каждое из них имело длину 89 м, ширину 9,2 м, осадку 2,2 м с грузом 265 т, а два дизеля общей мощностью 1200 л. с. позволяли им развивать (на испытаниях) скорость до 24,5 км/ч. Появление этих судов, ставших классическими в речном судостроении, показало миру зрелость русских дизелестроителей и корабелов.

Однако у этих замечательных теплоходов имелся существенный недостаток. Если для так называемых «классных» пассажиров были предусмотрены всевозможные удобства, то «палубные» ютились в тесноте и духоте на общих нарах.

Приступив к постройке новых грузо-пассажирских теплоходов мощностью 800 л. с., сормовичи постарались предоставить всем пассажирам более удобные помещения.

В 1933 году завод «Красное Сормово» сдал заказчикам головной теплоход «Военмор Ворошилов». Это было двухпалубное судно с традиционной архитектурой, унаследованной от теплоходов типа «Бородино». Его стальной клепаный корпус был набран по поперечной системе на класс «Р» речного регистра. Носовая часть имела клинообразную форму, а полутуннельная корма имела свес, улучшающий работу гребных винтов на заднем хoду. Корпус делился водонепроницаемыми переборками на несколько отсеков.

В первом находился форпик с ящиками для цепей становых якорей, два следующих занимали грузовые трюмы (№ 1 и 2), между которыми размещалась топливная цистерна. Кстати сказать, сормовичи применили на этих теплоходах важное нововведение - каждый трюм был оборудован наклонными подъемниками грузов с помощью электролебедок мощностью по 3,5 кВт.

Над топливной цистерной на верхней палубе был устроен грузовой пролет - своего рода сквозной коридор от борта до борта.

За вторым трюмом находилось машинное отделение, в котором стояли главные двигатели - два дизеля марки «50-ГРС-6», изготовленные Коломенским заводом. Каждый из них (мощностью 400 л. с. при 240 об/мин) был снабжен двухступенчатым компрессором производительностью 150 м3/ч, закачивавшим воздух в пусковые баллоны. Вращая четырехлопастные гребные винты диаметром 1,63 м из полированной бронзы, дизели сообщали теплоходам довольно высокую скорость - 19,5 км/ч.

Шестой и седьмой отсеки также занимали трюмы № 3 и 4; через последний проходил баллер руля, изготовленного из стальной рамы, заполненной деревом и обшитой стальными листами.

В носовой части главной палубы можно увидеть два адмиралтейских якоря массой 700 и 400 кг, кран-балку с электробрашпилем для их подъема. Кроме того, брашпиль, а также кнехты и роульсы на фальшборте использовались при швартовке теплохода и при его буксировке.

В передней части первого яруса надстройки находилось общее пассажирское помещение III категории с двухъярусными койками, далее, за носовым пролетом, был машинный иллюминатор (помещение с остекленными стенками над машинным отделением), каюты и камбуз экипажа, кухня ресторана, буфет и туалеты. Наконец, в кормовой части располагалось еще одно пассажирское помещение IV категории.

На палубе в корме укладывался якорь массой 250 кг, рядом были электрошпиль и фиш-балка, с помощью которой якорь поднимали с грунта и укладывали на палубу. За фальшбортом подвешивалась весельная лодка.

Во втором ярусе надстройки, в носу, располагались каюты I категории, салон и столовая, в корме - каюты II категории для пассажиров, в центре находились каюта капитана и машинная шахта. По последней проходили дымоходы от дизелей и вспомогательного котла, рядом были оборудованы ванная и туалеты.

На самом верху, на тентовой палубе, высилась рулевая рубка, световентиляционный фонарь машинного отделения и дымовая труба. Аналогичные фонари устанавливались и над столовыми и коридорами.

Водоотливное и противопожарное оборудование теплохода включало электронасос производительностью 130 м3 воды в час с трубопроводами, протянутыми во все отсеки. Кроме того, в каждом из них стояли еще эжекторы, получавшие воду от другого насоса, который, как и первый, стоял в машинном отделении. Электроэнергию вырабатывали два дизель-генератора мощностью 30 и 15 кВт.

Отапливались жилые и служебные помещения паром от двух котлов, в которых вода прогревалась отработавшими газами главных двигателей. Воду в помещения пассажиров и команды подавал электронасос производительностью 5 м3/ч.

В 1933-1934 годах завод «Красное Сормово» построил еще три теплохода этого типа - «Сергей Киров», «Сталинская конституция» и «Николай Островский» (на самом деле суда получили названия «Иван Кабаков», «Сталинская конституция» и «Михаил Ошвинцев», а позже было построено еще 4 корпуса, которые достраивались в Балаково и Красноярске - прим. Cruiseinform.ru).

Возврат к списку