Какими событиями в круизной и речной сфере запомнился 2016 год

В 2016 году состоялась первая навигация с четырехпалубным теплоходом у круизной компании «Инфофлот». Договор об бербоут-чартере «Дмитрия Фурманова» с Камским речным пароходством был заключен осенью 2015 года, а в конце апреля 2016-го судно вышло в первый рейс. Завершилась навигация «Фурманова» в конце сентября. В первый сезон работы судно было с аутентичными 302-му проекту интерьерами кают, а к навигации 2017 года обещана модификация жилой зоны: часть кают оборудуют балконами.

Также состоялось возвращение в круизный строй и четырехпалубного теплохода «Княжна Анастасия» (экс «Николай Бауман») компании «Мостурфлот». Теплоход, выведенный из работы летом 2011 года, до осени 2013 года использовался в качестве плавучей гостиницы на Каспийском море, на участке казахского месторождения Кашаган. Планировалось, что судно вернется в работу в 2015 году, после того как пройдет в Прибалтике полное переоборудование по специальному проекту, отвечающее современным требованиям комфортабельности, но из-за спада доли иностранных туристов, а именно под них планировалось провести преобразования, проект отклонили, а теплоход, простояв еще год, вернулся на реку под российских туристов в мае 2016 года в таком же виде, в каком и уходил почти 5 лет назад.

Также из круизных событий минувшего года можно отметить следующие. В начале мая первый российский речной круизный теплоход добрался с Волги до Крыма. У «Руси Великой» это была уже вторая попытка, но в отличии от 2015-года она получилась.

Пять лет потребовалось на то, что первый круизный пассажирский теплоход прошел всю судоходную часть реки Вятки, где раньше круизного судоходства не существовало. Первым и единственным теплоходом, покорившим реку, стал «Василий Чапаев».

Минувшей впервые за 23 года на Южный речной вокзал Москвы прибыл 3-х палубный круизный теплоход. Им стал «Александр Грин».

В конце мая вышел в первый рейс после двухлетней модернизации и четырехпалубный теплоход «Генерал Лавриненков», а в начале июня — теплоход «Две столицы», бывший «Анатолий Папанов», простоявший без работы с осени 2012 года.

Приятной новостью стало также то, что компания «Ника» осуществила запуск своего круизного маршрута по Оби на теплоходе «Ремикс», что стало большим достижением: круизный отдых в тех краях отсутствует как вид.

А вот с другими теплоходами в минувшем году было не так радостно и новости, касавшиеся их, были в основном негативного характера. В октябре 2016 года в Звениговском затоне на Волге частично затонул трехпалубный теплоход «Князь Донской». Судно не работало с лета 2015 года, и, фактически, было брошенным: кредиторы судовладельца, получившие теплоход, пытались его продать. По счастью, это было единственное крупное ЧП за год с судами, не считая инцидентов с прогулочными теплоходами в Москве, Самаре и Санкт-Петербурге.

Что же до судьбы двух четырехпалубных теплоходов проекта 92-016 — «Валериана Куйбышева» и «Федора Шаляпина», об утилизации которых заявил глава «Водохода» осенью минувшего года, то есть шанс, что они останутся в живых. Как сообщил представитель одной из круизный компаний, проявившей интерес к возможной покупке судов, в «Водоходе» не исключили варианта продажи, но сходу цену вопроса назвать не смогли, взяв время на расчеты.


2016 год стал критическим для многих судов, выведенных из эксплуатации в разные годы. Коснулось это, в первую очередь, двухпалубных теплоходов проекта 305, а также дизель-электроходов проекта 785.

Участь «электричек» была вполне очевидна — после крушения однотипной «Булгарии» в 2011 году стало ясно, что судьба оставшихся предрешена. К 2015 году все суда этого типа были на приколе с нулевыми шансами на вторую жизнь. В 2016 году были утилизированы сразу три судна такого проекта: «Армения», не работавшая с 1992 года, «Виктория», стоявшая на приколе с лета 2006 года, а также та самая «Булгария», ставшая причиной самого серьезного кризиса рынка речных круизов. Судно, находившиеся в Куйбышевском затоне с лета 2011 года, порезали в конце зимы 2016-го.

Что же до двухпалубных «пузырей», то их судьба, в целом, схожа с 785-ми: после 2011 года спрос на их аренду резко упал, из-за чего на прикол встало множество судов, успешно работавших до трагедии с «Булгарией». В прошедшем году, правда, порезали тех, что без работы были задолго до обвала спроса.

Так, «Борис Чирков» был на приколе после окончания навигации 2006 года. Планы на его восстановления были грандиозными, но стать «кораблем дураков» ему не пришлось.

А вот ситуация с утилизацией теплохода «Эрмитаж» гораздо трагичнее. Судно, полностью восстановленное после отстоя с 1992 года, планировалось выпустить на реку в 2011 году, но по ряду причин, в работу теплоход так и не вышел. И причинами была не только ситуация с «Булгарией».

Пожалуй, исключением из ситуации с 305-ми стал «Адмирал Кузнецов». Простоявший на приколе в навигацию 2015 года больше времени, чем отработал, теплоход был заявлен осенью прошлого года на 2016 год с большой программой, но за несколько дней до открытия круизного сезона все рейсы были отменены. Правда, в работу судно все же вышло, но в качестве плавучей гостиницы на Валааме. Планировалось, что теплоход вернется с Ладоги к окончанию навигации, но судно так и осталось в Монастырской бухте на зимовку.

Минувший год был лидером по количеству компаний, покинувших круизный рынок после долго работы. Так, главным событием стало банкротство компании «Технотур» летом минувшего года. А попавший в сложную финансовую ситуацию генеральный директор компании Константин Терехов скоропостижно скончался осенью.

Покинул круизный рынок и другой ветеран пассажирских и круизных перевозок — Башкирское речное пароходство из Уфы. Компания, владеющая 10 пассажирскими двухпалубными судами проекта 305, минувший сезон отработала навигацию с одним теплоходом — «Башкортостан», работа которого и то была под вопросом из-за банкротства предприятия. По завершению навигации в пароходстве был расформирован отдел пассажирских перевозок, занимавшийся работой по круизному направлению.

Одним из героев скандалов стала московская компания «Турфлот», работавшая на рынке с середины 1990-х годов. Начавшая как оператор, компания затем перешла к фрахту круизных судов, но после 2011 года ее активность стремительно уменьшалась, а в минувшем году претензии к ней подали сразу три компании, на суда которых, «Турфлот» реализовывал путевки без заключения договоров с ними и передаче денег, полученных с туристов.

Не менее скандальным получилась ситуация и с пермской компанией «Охотник», работающей на рынке с той же середины 1990-х. Касалось это ее экс-главы Рафиса Валеева, претензии к которому весной и осенью предъявляли кредиторы в лице компаний, связанных с Камским речным пароходством.

И вполне ожидаемой оказалась ситуация с новой компанией «Ространстур», возникшей на самарском рынке в конце 2015 года. Появившуюся весной прошлого года информацию о том, что, возможно, компания не выполнит заявленную программу, глава «Ространстура» опроверг, заявив о заговоре конкурентов по бизнесу. Но за минувшую навигацию ни одного рейса не состоялось. Объясняется это тем, что теплоход «Муса Гареев», на котором были заявлены круизы, даже не вышел из затона в Уфе, хотя и публичных резонансных скандалов эта ситуация не вызвала.

Зато главной премьерой года стало возвращение легендарного Юрия Павельева, экс-главы компании «Речтурфлот», который вернулся на рынок как совладелец компании «Волга Лайн». Правда, из двух заявленных в работу теплоходов — «Александр Свирский» и «Рихард Зорге», в работу с задержкой вышел только «Свирский», простоявший до этого на приколе с июля 2014 года, но как говорят сами участники рынка это большое достижение: в том, что вообще вышел и в том, что отработал без скандалов.


Сфера прогулочного флота в этом году отметилась следующими событиями. В сентябре по Волге было запущено движение скоростного теплохода «Восход» между Самарой и Сызранью. Также в октябре на Амуре начал работу новый скоростной пассажирский теплоход «70 лет Победы».

В противовес положительным новостям есть и отрицательные события, главным из которых стала ликвидация в Москве скоростного пассажирского флота — все «Ракеты», работавшие до минувшего года в столице, были поставлены на прикол, частично порезаны и проданы.


Что же до морских круизов и паромного сообщения, то в 2016 году ключевыми стали два события: вновь начались разговоры о запуске круизного сообщения по Черному морю, из Сочи в Крым, а на Балтийском море решалась судьба паромной компании St. Peter Line. И если в первом случае все окончилось разговорами и планами, то на Балтике произошла реорганизация компании.


2016-й год подарил рекам сразу несколько новых и долгожданных мостов. Так, в Уфе был открыта вторая очередь Затонского моста через реку Белую, а в Балаково Саратовской области — вторая очередь моста через Волгу. И, конечно же, стоит отметить начало строительства моста через Волгу в подмосковной Дубне.

А вот со строительством гидроузлов дело обстоит не так гладко, как с мостами. Подготовка к реализации проекта строительства на Дону низконапорного Багаевского гидроузла вызвала весной протесты местных жителей и экологов. А уже в декабре заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк заявил, что строительство может сорваться из-за проблемы Ростовского железнодорожного моста.

В ситуации с Багаевким гидроузлом можно вспомнить и то, что весной 2016 года должна была быть открыта вторая нитка шлюза Нижне-Свирской ГЭС, о чем заявлял летом 2013 года руководитель Росморречфлота Александр Давыденко. Но строительство, начавшееся в 2012 году, фактически, закончилось к концу 2013-го: работы по сооружению нитки за эти годы даже не начинались.

Конечно, что хотелось закончить подведение итогов года упоминанием о закладке в Астраханской области нового пассажирского круизного судна проекта PV300, но пока кроме закладки и долгосрочных планов тут дело не дошло. Более того, люди, непосредственно занимающиеся реализацией проекта со стороны разработчиков неофициально сообщили, что велика вероятность переноса строительства на другой завод, так как судоверфь «Лотос» подобного опыта не имеет, специализируясь на совершенно иных видах продукции.

Вполне возможно, что завершение строительства судна произойдет на «Верфи Нобеля» в Ярославской области, со стапелей которой осенью 2014 года был спущен на воду теплоход «Танаис», который после достройки в Москве и смене названия на «Княгиню Ольгу», прошел осенью ходовые испытания и после устранения всех, возникших в ходе них, проблем, будет подготовлен к вводу в навигацию в нынешнем, 2017-м, году.
Возврат к списку