Иркутский музей-ледокол «Ангара», построенный более века назад, сменил собственника

Судно было построено в 1900 году в Англии, и до 1963 года находилось в работе. Затем на двадцать лет его бросили на Ангаре, и лишь в 1988 году восстановили, открыв в 1991 году на борту музей.
Иркутский музей-ледокол «Ангара», построенный более века назад, сменил собственника


В 2014 году ледокол «Ангара», пришвартованный в Иркутске, на одноименной реке, стал областным имуществом. Право собственности на легендарное судно было признано за Иркутской областью. Теперь на судне располагается филиал Краеведческого музея, а расположенное на борту отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) должно освободить его в феврале этого года.

Заказчиком «Ангары» выступал комитет Сибирской железной дороги. К 1900-му году Транссибирская железная дорога ещё не была достроена и сквозного сообщения не существовало – от Петербурга поезда ходили до Иркутска, а от Владивостока – до станции Мысовая, что на восточном берегу Байкала. Пока велось строительство заключительного замыкающего участка Транссиба, железной дороги вдоль берега Байкала, чтобы ликвидировать разрыв Транссиба было принято решение об устройстве паромной переправы через Байкал. С этой целью в 1895-96 годах в Англии был изготовлен ледокол «Байкал», а позже и ледокол «Ангара».

«Ангару» построили на судоверфи в Ньюкасле и спустили на воду 25 июля 1900 года. Ледокол предназначался главным образом для перевозки через озеро пассажиров и использовался для вспомогательных функций при совместном плавании с «Байкалом». Когда в 1904 году строительство Кругобайкальской железной дороги было закончено и открылось сквозное железнодорожное сообщение, ледоколы использовались в качестве резервной переправы, так как в первые годы движение по кругобайкальскому участку Транссиба нередко прерывалось из-за технических проблем. В годы Гражданской войны «Байкал» и «Ангара» вошли в Байкальскую военную флотилию. В 16 августа 1918 года «Байкал» был обстрелян из пушек белочехами, один из снарядов попал в керосиновый бак, и пожар охватил всю деревянную надстройку. Паром затонул по главную палубу, при этом деревянная надстройка выгорела полностью.

«Ангара» же использовалась для разных нужд до 1963 года, при этом дважды реконструировалось и один раз тонуло. В 1967 году «Ангару» завели на стоянку в Иркутское водохранилище, где ледокол ещё дважды тонул в 70-80-х годах. В затопленном состоянии судно находилось до 1988 года, когда было принято решение о создании на нём музея и реставрации. Восстановление «Ангары» было организовано отделением ВООПИК. Судно было очищено от грязи, приведен в рабочее состояние двигатель, восстановлены надстройки и коммуникации. В марте 1991 организованный в нём Музей истории судоходства принял первых посетителей. В 2000 году судно было передано в бессрочное пользование Иркутскому отделению общества по охране памятников истории и культуры

Сейчас объект уже закреплен за аварийно-спасательной службой, которая займется работами по его обследованию. В начале февраля на ледоколе открылся музей. В течение 2015 года будут вестись работы по приведению исторического памятника в должное состояние, а также проводиться выставки и мероприятия. Первая выставка, которая начнется 10 февраля, называется «По волнам славного моря Байкал». Ключевой темой станет история ледокола «Ангара». Посетителям покажут копии документов, фото корабельного оборудования, предметы судовладельцев и членов экипажей и географические карты.
Возврат к списку