Когда Каспийское море соединят водным путем с Индийским океаном
В начале февраля в одном из печатных изданий, освещающего деятельность Министерства обороны и военно-промышленного комплекса, появился любопытный опус, который был посвящен планам по строительству судоходного канала из Каспийского моря аж в Персидский залив, чтобы затем дать выход к Индийскому океану. Чтение, нужно признать, достаточно захватывающее: напоминает смесь материалов журнала National Geographic, с газетой «Красная звезда» и книгой детского писателя Носова «Фантазеры».
Вкратце суть такова. Россия и Иран — братья-навек, мечтавшие еще с древних шелковых времен о совместном проекте по соединению Каспийского моря с Индийским океаном через территорию Персии. Наиболее близка к воплощению мечта стала в конце XIX века, когда по итогам Русско-турецкой войны 1877—1878 годов поступило предложение построить свой лунапарк, с блэкджеком и нужным контингентом, — в смысле выкопать наш вариант Суэца, который был соединил Европу с Азией, оттеснив Египет с его подконтрольным Великобритании каналом. Но главной целью было бы решение вопроса с черноморскими проливами, подконтрольными Турции.
Но сначала не сложилось с Ираном, который не захотел отдавать контроль над каналом России, когда бы тот был построен, а там и Первая мировая подоспела. А после нее последовавшая нормализация отношений Турции с советской Россией сняла актуальность вопроса.
Вторая возможность вернуться к обсуждению появилась в годы Второй мировой войны. Мол, Сталин в Тегеран-43 ездил не только на переговоры с Черчилем, но и попутно вел переговоры с тогдашним главой Ирана Шахиншахом о возобновлении планов по строительству. Опыта у СССР по строительству каналов было хоть отбавляй (Беломорканал и канал Москва-Волга), да и за дармовой рабсилой тоже вопрос бы не встал. Но пока на фронтах ковалась победа, то было как-то не до этого, а после окончания войны испортились отношения уже с Ираном, после того как СССР «присоединил» Иранский Азербайджан к Азербайджанской ССР. А в начале 50-х Советский Союз и вовсе взял курс на нормализацию отношений с Турцией как бы в противовес сложным взаимоотношениям с Ираном.
Третий раз закинули невод уже в начале 60-х годов, когда тогдашний глава Верховного совета СССР Леонид Ильич Брежнев совершил визит в Иран, а затем уже в СССР прибыл все тот же Шахиншах. Но и тут все пошло не так — вмешалась геополитическая ситуация. Иран был заинтересован в хороших отношениях с США как главного потребителя нефти, а у США, в свою очередь, не было заинтересованности в реализации этой «стройки века». Да и Турция взяла и «удружила» СССР: снизила тарифы на транзит советских внешнеторговых грузов через Босфор и Дарданеллы. Этот фактор был важен для СССР, поскольку, во-первых, уже в 60-х минимум 50 процентов ежегодного объема экспортируемой советской нефти перевозилось по данному маршруту.
В 80-е и 90-е годы и вовсе было не до каких-то там каналов, хотя руководство Министерства дорог и транспорта Ирана, направляя делегации в Россию, сообщало о стремлении привлечь ее инвестиции или технологии к сооружению трансиранского водного пути. Зато сейчас, делают выводы авторы этого исторического эссе, самое время вновь вернуться к этому вопросу. А падение цен на нефть и экономический кризис в стране, вкупе с вновь обострившимися отношениями с Турцией, этому не только не помешает, но и поспособствует. Мол, Иран уже готов начать, как только получит инвестиции от России. А лет через сколько-то там, в в 2020-х годах, наконец-то построит его. Общая протяженность судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб, порядка 450 километров. Требуемые инвестиции оценивались иранской стороной в 2012–2013 годах минимум в $10 миллиардов, а сейчас на пару-тройку миллиардов подороже — кто там эти копейки будет считать, когда воплощение мечты уже так близко.
Правда если поискать другие новости об этом злополучном канале, то получается следующая картина. Последний раз тема поднималась в 2012 году: начать иранцы должны были еще 4 года назад, а сейчас, в 2016-м, уже должны были кончить — в смысле сдать канал в эксплуатацию. Но что-то опять помешало. Может извечное противодействие США и НАТО, а может и то, что реализация проекта канала требует колоссальных финансовых и технических ресурсов, из-за чего даже СССР отказался от его реализации, с учетом того, что реальная потребность в этом проекте, за срок более чем 100 лет, так ни у кого и не возникла.