Если в Волге нет воды: в 2014 году падения уровня воды стала главной проблемой навигации

Лето кончилось, туристическая навигация идёт на спад и сейчас уже можно уверенно сказать, что этот год запомнится работникам речного флота и туристических фирм самыми серьёзными проблемами нехватки воды в реках за последние годы и даже десятилетия.
Если в Волге нет воды: в 2014 году падения уровня воды стала главной проблемой навигации


Лето кончилось, туристическая навигация идёт на спад и сейчас уже можно уверенно сказать, что этот год запомнится работникам речного флота и туристических фирм самыми серьёзными проблемами нехватки воды в реках за последние годы и даже десятилетия. А для туристов изменения в расписаниях, замены и отмены многих круизов, вызванные невозможностью совершения запланированного расписания, стали систематическим явлением.

Что же случилось?

Как почти все последние годы, кроме 2013, к июню привычно обмелела Ока до полной непроходимости Кузьминского шлюза, что скомкало часть летних рейсов этого популярного направления. Отличия 2014 года были в том, что на Оке практически не было весеннего половодья, и ещё до начала навигации возник риск её полной отмены. Но природа смилостивилась, позволила проработать май и с проблемами часть июня.

Если ситуация на Оке никого уже давно не удивляет,  то происходящее в этом году на верхней и средней Волге – из ряда вон.

К началу навигации уровни всех верхневолжских водохранилищ были ниже нормальных для этого времени года. Относительно маленькие водохранилища,  Угличское и Нижегородское удалось наполнить до проектных отметок в мае, но основной резерв воды для средней Волги – Рыбинское водохранилище - нет. Что означало необходимость ограничений сброса воды летом, во время навигации. А ограничение, постепенно усиливающееся в течение лета, превратило проблемный участок между Городцом (Нижегородским гидроузлом) и Нижним Новгородом в непреодолимое препятствие с начала мая для крупных, четырёхпалубных судов, а к концу лета и для трёхпалубных. В середине лета трёхпалубные суда могли проходить мелководный участок только в отдельные дни недели, под которые приходилось менять расписания. Подобное ограничение судоходства в истории последних десятилетий было только однажды, в 1996 году, но проявилось оно тогда только в конце августа и было не таким критическим. Без полного запрета на проход крупных судов. В этом году почти все круизы на крупных судах с проходом участка Волги Нижний Новгород – Городец были или изменены, или вообще отменены.

При нормальных запасах воды в Рыбинском водохранилище к началу мая, даже если лето потом выдаётся засушливое, постепенный сброс воды из него в Нижегородское водохранилище и дальше в Волгу у Городца позволяет поддерживать нормальную глубину реки несколько часов каждый день. Несколько часов в день нормальной глубины - большое неудобство, но оно уже привычно для речников, а для туристов в большинстве так и вообще незаметно.

При недостатке же воды в водохранилищах возник риск невозможности поддержки уровня Волги, достаточного для работы водозаборов выше Нижнего Новгорода до следующего половодья.

Куда делась вода в Волге?

Она вылилась раньше времени. Очень много дождей было осенью 2013. Вообще 2013 год для Европейской части России и для Дальнего Востока был на редкость многоводным. А природа любит равновесие и за мокрой осенью 3013 последовала малоснежная зима. Снега было особенно мало в западных областях. Кроме того, случилась сильная и долгая предновогодняя оттепель. Весь декабрьский снег растаял. Потом настала малоснежная и морозная вторая половина зимы. Рыхлый снег отлично сохнет в ясную морозную погоду. И к концу февраля он почти высох даже в лесах. Дальше был очень тёплый и сухой март.

Половодье на реках случилось не в апреле, как это чаще всего бывает, а в марте. И было оно на редкость маленьким. Это вполне природное событие, именуемое засухой, неудачно совпало с давней традицией сбрасывать от одной пятой до половины уровня воды в водохранилищах на реках к началу апреля, ко времени обычного половодья. На волжских гидроузлах с ГЭС (Иваньковский и ниже) особенно и сбрасывать оказалось нечего, т.к. ГЭС используются постоянно для компенсации пиковых нагрузок утром и вечером. Зимой уровень воды в водохранилищах и без засухи падает. В результате уже в марте мы получили недонаполненные (если не сказать, что полупустые) водохранилища от Верхневолжского до Чебоксарского включительно. И начинающуюся засуху в Тверской области, являющейся основой водосборного бассейна верхней Волги. И соседние области тоже сухие. В Смоленской, Тверской и Московской областях к концу зимы снега было меньше, чем в предыдущих особо малоснежных годах (2002 и 2010) примерно втрое. Т.е. сушь весной и раньше бывала, но такого масштаба - ещё нет.  В Смоленской области в конце зимы уже лесные пожары начались из-за засухи. Поскольку Тверская область болотистая, то засуха там наступает медленно, в Волгу немного воды попадает всегда и попадать будет весь год, даже если летом с неба не упадёт ни капли. Но заполнять водохранилища без таяния снега очень трудно, так как в Волге 60 % годового стока – таяние снегов, ещё 30% - родники и грунтовые воды, отчасти тоже подверженные годовым колебаниям и только 10% - дождевая вода.

К сожалению, весной произошла ещё и человеческая ошибка в оценке ситуации людьми, отвечающими за водные ресурсы. Экономить воду, ограничивать работу ГЭС надо было ещё зимой, в феврале, пока был не израсходован прошлогодний запас, и когда было уже очевидно, что снега нет. Но экономия началась только в конце марта и то как-то робко, с надеждой на чудо. Видимо, сказались два предыдущих года, когда весной были сильные половодья. И проблема была без потерь сбросить лишнюю воду, а не сохранить зимний запас. В 2013 году даже не удалось обойтись без потерь, были подтоплены многие населённые пункты на верхней Волге.

А дальше засуха в верховьях Волги продолжилась. Апрель – 21% от месячной нормы осадков, май ещё ничего, около 88%. Лето - опять сушь. 78-70-51% от нормы по месяцам.  В Тверской области к концу лета пересохли многие болота. То же самое было в 1996 году, когда и случилось первое ограничение судоходства у Нижнего Новгорода.

Чего ждать от осени?

Надежда на осенние дожди иллюзорна. Грибы в лесу от них может и будут, но для наполнения Рыбинского водохранилища, которое питается в основном весенними половодьями, да после такого дефицита летних дождей это небольшая помощь. Осенний приток воды в Рыбинку в нормальные годы составляет 200-300 кубов в секунду, а сейчас 100-150. Максимум ещё 50-150 наберётся из бокового притока Волги между Рыбинском и Городцом. Итого к Городцу имеем естественный приток 200-300 кубометров. А обязательный сброс из Нижегородского гидроузла должен быть 800-1200 в секунду, иначе водозаборы между Городцом и Нижним осушатся. Простая математика показывает, что осенью ситуация с глубинами стать лучше не может. Вопрос только в том, насколько она ухудшится до конца навигации, и не появятся ли новые лимитирующие по глубине участки уже на Рыбинском и Нижегородском водохранилищах.

Как жить дальше?

Следующей весной, в апреле, если будет нормальное половодье, приток на верхней Волге может составить больше 12000 кубов в секунду, в 50-100 раз больше, чем бывает летом-осенью. Этого достаточно для восполнения всех потерь этого года. Апрель-май обычно даёт на верхней Волге воды больше, чем весь остальной год. И нам остаётся надеяться, что так оно и будет, и весенняя вода наполнит водохранилища.

Туристы должны понимать, что не только сельское хозяйство у нас рискованное, но и речной круизный туризм тоже. Не злой умысел турфирм и речников лишает их запланированных маршрутов и стоянок. Волга у Нижнего Новгорода и Ока будут продолжать преподносить неприятные сюрпризы. Тенденция к уменьшению количества осадков и вырубка лесов не позволяют рассчитывать на улучшение гидрологической обстановки на наших реках.

Работникам речного флота есть смысл организованно давить на государственные институты с целью строительства гидроузла на Волге у Нижнего. Ситуация этого года даёт им полное моральное право и хороший повод на такое действие. Недополученная прибыль и недоплаченные налоги – отличные аргументы в работе с чиновниками. В качестве компромиссного и временного решения проблемы глубин можно предложить «Русгидро» согласовать стандартный график периодического пропуска воды Нижегородским гидроузлом на следующий год (годы) при возникновении дефицита воды в Рыбинке. Этот график не должен появляться «сегодня на совещании на завтра и до 10 числа следующего месяца», как это было в этом году.  Если будет заранее, за год известно, что например, до июля включительно - два дня в неделю, а с августа - один день в неделю судоходный уровень по утрам гарантирован, то планировать расписание станет сильно проще. Естественно, эти дни должны быть прописаны с календарными датами. Но для этого у Русгидро должен быть однозначный запрос от судоходных компаний с предложениями по расчётам и готовностью к компромиссам. Например, заявить готовность к ограничениям по дням уже с мая при риске недостатка воды. Специалисты Русгидро смогут сделать стандартный расчёт запасов и пропусков воды, в зависимости от уровня, дней недели и притока. В таком случае задачей оперативного регулирования будет только решение по  применению одной из схем, или нормальной ежедневной схемы пропусков, или заранее согласованной аварийной, под которую уже составлено расписание туристических компаний и которая известна перевозчикам грузов.

Возврат к списку