Директор круиза теплохода «Солнечный город» рассказала о своей работе
— Наталья, до «Солнечного города» вы были на аналогичной позиции на других судах — «Василий Чапаев», «Анатолий Папанов». А с чего вдруг потянуло на флот?
— Работать на теплоходе — это моя мечта. Еще в детстве я стояла на причале и смотрела, как мимо проходят белоснежные корабли. Мне безумно хотелось оказаться там, на борту. Тогда я думала, что только особенные люди могут там работать.
— А кем хотели работать?
— Конкретную должность я не рассматривала. Что скрывать, я даже не представляла какие вообще должности существуют на теплоходе. В 2005 году я пришла на теплоход «Николай Добролюбов» в качестве официанта бара. С первых минут я была очарована. И тогда я поставила себе цель, что буду работать на теплоходе и займу высокую должность. Я решила стать директором ресторана. Но после навигации на «Добролюбове» я сошла на берег.
— Почему?
— Влюбилась в сына капитана, поэтому продолжить работу на судне не смогла. Устроилась работать в банковскую сферу специалистом по кредитам, а уже через пол года заняла позицию руководителя отдела, где в мои обязанности входило организовать работу отдела, обучение новых сотрудников, статистика и анализ. Именно там я получила хороший опыт управления, пригодившийся мне в будущем, но все равно грезила теплоходами. Мне даже сны снились, как я бегу по причалу с сумкой.
Потом я начала свои отпуска проводить на теплоходах, но не отдыхающим, а работником. Меня тянуло на флот, а на какую должность — значения не имело. Так я поработала и поваром, и проводником, и менеджером бара.
А в 2009 году я пришла на теплоход «Карл Маркс», где планировала поработать месяц барменом, а получилось так, что осталась до конца навигации. Больше без теплоходов я не могла жить. В 2010 году я написала заявление на увольнение из банка и пришла в круизную компанию «Инфофлот» в качестве директора круиза на теплоход «Василий Чапаев».
— Что входит в обязанности директора круиза?
— Легче сказать, что не входит в обязанности. Ну а если конкретно, то в мои обязанности входит обеспечение качества предоставляемого турпродукта: контроль за питанием, проживанием, досугом, экскурсиями, а также решение различных ситуаций и проблем с туристами судна. Кроме того в моих задачах составление режима дня и контроль за его точным исполнением вплоть до движения теплохода, а также ежедневная финансовая отчетность. Соответственно, я контролирую работу всех служб теплохода.
— Какое у вас образование?
— У меня два совершенно разных образования. Я закончила Владимирский областной колледж культуры и искусства по специальности «Организация культурно-досуговой деятельности», а также Московский институт лингвистики кафедра туризма и сервиса. Но при этом, я думаю в моей работе мне помогает не моё образование, а мой опыт работы.
— Трудно ли стать директором круиза?
— Директором круиза стать не трудно, трудно им быть. Самое сложное - найти подход к пассажирам. Здесь все индивидуально. Где-то нужно выслушать, где-то извиниться, а где-то и ласку применить. Мой совет: в любой ситуации постарайтесь поставить себя на место другого, сразу становится понятно, как действовать.
— А команда вам подчиняется?
— Единоначальник на борту это капитан, я же являюсь представителем компании. В прямом моем подчинении находится только дирекция теплохода и арт-бригада, но при всем при этом, любой член экипажа всегда выполняет мои просьбы и пожелания.
В случае незначительного изменения маршрута, по правилам нашей компании, капитан принимает решение только вместе с директором круиза. И чаще всего, именно директор круиза несет ответственность. А уже более серьезные проблемы решает в офисе диспетчер компании совместно с капитаном и директором круиза.
— А какие самые странные просьбы и требования вы слышали от туристов?
— Хит всех навигаций — я хочу выйти! Каждый круиз выходного дня не обходится без таких требований перепивших пассажиров. Второй по популярности это — настроить мобильную сеть (связь не везде есть в круизах, но не каждый может это понять). Еще некоторые просили убрать комаров с палубы.
— За прошедшие годы работы с туристами заметили ли изменениях в их типе?
— На сегодняшний день мне сложно судить, как поменялся пассажир, ведь основной поток это 70% постоянных туристов и только 30% новичков. Но очень заметно, что на круизах выходного дня меньше стало молодежи (это моему теплоходу), но зато стало больше взрослых путешественников.
— За прошедшие годы что было интересного, что больше всего запомнилось.
— Был интересный случай, когда молоденькая девушка туристка влюбилась в рулевого. Каждую ночь она стояла у трапа, ведущего в рубку, и ждала, когда у него закончится вахта. Вот и приходилось рулевому обходными путями ходить. А рейс был продолжительностью 21 день. Девушка в слезах покинула теплоход и больше они не виделись.
А однажды в экипаже даже свадьба была на борту. Бармен и официантка уже через 2 месяца знакомства расписались в ЗАГСе города Мышкина! Вот только как сложилась их судьба, к сожалению, не знаю.
— Что дала вам работа?
— У меня появилась мания все время все контролировать, даже когда об этом не просят. А еще — привычка к послеобеденному сну.
— На теплоходе сложно выспаться?
— Сон это отдельная тема, недаром после навигации я «впадаю в спячку» на месяц. А все потому, что утро начинается с побудкой туристов и далее весь день на ногах: нужно проверить чистоту теплохода, снять пробу с блюд на камбузе, организовать экскурсию, составить расписание на завтра и уделить время туристам. При этом нужно и с экипажем пообщаться. Не успеешь и глазом моргнуть, а уже вечер. Кто-то из туристов уже отдыхает, а кто-то идет на дискотеку. Мне же не отдыха, пока турист не спит, я не сплю. Вот уже и 12 ночи. Вахта капитана началась и по традиции чаепитие и отчет о прошедшем дне. В лучшем случае в час ночи ты в каюте. И так каждый день на протяжении 5-6 месяцев.
— А в финансовом плане работа устраивает?
— На флот приходят не за деньгами!
— Видимо, работают за еду? Работа на судне сезонная — чем вы занимались в межнавигационный период?
— Раньше, приближение осени было большим стрессом. Опять искать работу, врать на собеседовании, что это была последняя навигация. Но теперь я и зимой занимаюсь любимым делом — теплоходами. Помогаю в закупках и поставках того, что нужно на судне и разные другие дела.
— Сложно ли находиться вне дома по полгода? Как семья на это реагирует?
— Мне в этом плане легко, у меня пока нет семьи. Так что дома меня никто не ждет. Сейчас моя семья это мой теплоход и экипаж.
— А вот если любимый, родственник или близкий человек скажет, что хочет идти работать на флот, то что вы ему/ей ответите?
— Такой ситуации у меня не было, но знаю, что на свой теплоход этого человека я не возьму. Но чтобы не было обид, помогу устроиться на другой.