4 мировых центра по утилизации списанного морского флота

4 мировых центра по утилизации списанного морского флота


Проблема по утилизации судов не так проста, как могла бы показаться на первый взгляд. Разделать на металлолом небольшое судно можно в любом месте, но с утилизацией супертанкеров, плавучих баз и морских круизных лайнеров все сложнее. Процесс их разделки дорог и убыточен, поэтому заниматься утилизацией в развитых странах невыгодно. Как решается этот вопрос сейчас?

В мире лишь небольшое число сухих и плавучих доков имеют необходимые размеры, позволяющие принять на разделку крупнотоннажный флот. Стоянка судна в таких доках и его разделка превращают в очень дорогостоящий для судовладельца процесс. До конца 60-х годов прошлого века старые корабли разбирали по месту их строительства. С учётом всех затрат (на специальное оборудование, зарплату квалифицированным рабочим, строгое соблюдение условий труда, экологическую безопасность) заниматься утилизацией развитым странам было невыгодно и в мире образовалось несколько площадок по судоразделке, где за минимальную цену можно было разобрать на металл любое судно.

Где

Аланг, Индия: побережье Индийского океана штата Бхавангар в Индии - главный центр мировой судоразделки. Побережье Аланга разбито на 400 разделочных площадок, на которых одновременно работает от 20000 до 40000 рабочих, вручную разбирающих суда. В среднем на судно приходится порядка 300 рабочих, за два месяца судно разбирается на металлолом полностью. В год разделывается порядка 1500 судов, практически всех классов и типов. Успеху судоразделки на индийском побережье океана сопутствует ряд природных факторов, среди которых регулярность и предсказуемость больших приливов, позволяющие планировать даты технологического цикла. Также большую роль играют круглогодичные благоприятные погодные условия, способствующие ведению работ на практически необорудованном побережье. В Аланге только два раза в месяц происходит выброска судов на берег. Это происходит, когда прилив достигает своего максимального уровня, в середине и в конце каждого месяца.

Ситакунда, Бангладеш: город-спутник Читтагонга, расположенный на юго-востоке Бангладеш. Ситакунда — небольшой приморский поселок, стоящий на берегу Бенгальского залива. Тут применяется та же технология, что в Аланге, разделка судов происходит примитивнейшим способом — с помощью автогена и ручного труда. Индустрия утилизации старых судов в Ситакунде зародилась в 1960 году.  В Бангладеше экологические нормы особо никого не волнуют, благодаря чему здесь утилизируется почти половина мирового объёма списанных судов. Условия труда очень опасные. Правил техники безопасности практически нет. Каждый год случаются несчастные случаи, уносящие десятки жизней. За последние двадцать лет здесь погибло более 500 рабочих.

Гадани, Пакистан: Еще один из мировых центров по утилизации кораблей, находящийся примерно в 40-ти километрах от портового города Карачи. Ежегодно в Гадани разделывают полтора-два десятка больших судов. Было время, когда Пакистан был лидером утилизации судов, но на данный момент страна занимает третье место в мире, так как другие страны готовы платить более высокие цены за старые суда и из-за разницы обменного курса. Судоразборная индустрия в Пакистане достигла своего пика в 1970-х и 1980-х гг., ежегодно поставляя сталелитейной промышленности 1 млн тонн металлолома. Спад начался в 1990-х годах, но сейчас наметилась обратная тенденция. В годы наивысшего развития этой отрасли Пакистан ежегодно демонтировал 150-175 судов. Во время спада это число сократилось до 30-40 в год.

Алиага, Турция: крупнейшая в Турции площадка по утилизации судов находится на  на западе страны. Разразившийся несколько лет назад экономический кризис, рост цен на бункерное топливо и портовые услуги, риски пиратских захватов — эти и другие факторы заставили судовладельцев искать новые «точки» для сдачи судов в разделку. В связи с этим возросла активность судоразделочных верфей в Турции. Одним из пунктов, куда суда все чаще стали уходить в свой последний рейс, стал небольшой порт Алиага, расположившийся в заливе Чандарлы Эгейского моря в 50 километрах севернее крупного города и порта Измир. По сравнению с Алангом и Ситакундой, здесь все организовано, по словам моряков, на более цивилизованном уровне. Работу турецким рабочим, занятым разделкой судов на металл, обеспечивают большей частью европейские, российские и ближневосточные суда дедвейтом 4000–8000 тонн.

Как

Технологический процесс утилизации следующий: суда своим ходом выбрасываются на отведенный участок побережья носом к берегу в короткие часы полной воды. В течении 7-10 дней после схода воды идет демонтаж оборудования: вырезка цветных металлов из трубопроводов, демонтаж медных кабелей силовых цепей.

После этого начинается разделка. К борту судна подтягивают на салазках строительные леса, с которых газорезчики вертикальными резами разделяют корпус на секции - так, чтобы в середине каждой был отсек, ограниченный поперечными переборками, сохраняющий плавучесть. Днище разрезают изнутри.

При очередном приливе лебедками медленно подтягивают секции к берегу и отодвигают их друг от друга, расширяя фронт работ. Каждую секцию разрезают и разваливают на крупные блоки отдельно, начиная сверху от двойного дна. Блоки вытягивают на берег для окончательной разрезки на крупногабаритный лом. При всех операциях используется минимум оборудования.

Наиболее экономичный способ утилизации - когда транспортное судно отправляется на лом свои ходом. Как правило, оно уходит в последний рейс с дешевым навалочным грузом (руда, уголь, металлолом). После выгрузки в порту назначения судно продают по цене судового лома фирме-посреднику.

Военные корабли также утилизируют на таких площадках. Они поступают туда демилитаризованными (без вооружения, боезапаса и секретного оборудования). Как правило, корабль, после такого демонтажа теряет ход и отправляется на разделку при помощи морского буксира.

При этом, конечно же, остро стоит вопрос экологии. В воду попадает много металлолома и  уносится течением на глубину на многие десятки километров от береговой черты. Также происходит загрязнение воды остатками нефтепродуктов. Наибольший же ущерб окружающей среде наносят пожары и выгорание судовой краски. Корпус морского судна многократно покрывается специальными красками, состав которых входят ртуть, свинец, сурьма и пр. При обжиге неочищенного от краски лома эти вредные вещества выделяются в окружающую среду.
Возврат к списку