Теплоход «Борис Чирков», так и не ставший «Кораблем дураков», утилизирован

Теплоход «Борис Чирков», так и не ставший «Кораблем дураков», утилизирован
В ноябре 2016 года на Чкаловской судоверфи в Нижегородской области был утилизирован очередной пассажирский речной теплоход. Это уже третьей за эту осень судно, которое пошло под резку. В начале октября под Нижним Новгородом распилили двухпалубный теплоход «Эрмитаж», простоявший без работы с 1991 года. В ноябре в Пермском крае был утилизирован пассажирское судно «Армения», также последний раз выходившее в работу в 1991 году. И вот пришла очередь двухпалубного круизного теплохода «Борис Чирков».

Теплоход, построенный по проекту 305, был спущен на воду весной и принят в эксплуатацию летом 1963 года в Венгрии. Первоначально, как и десятки других судов этой серии, судно получило название в честь реки — «Истра». После постройки теплоход был распределен в Волжское пароходство и приписан к городу Горький (Нижний Новгород).

Весной 1983 года судно получило название — «Борис Чирков», в память о народном артисте СССР Чиркове Борисе Петровиче (1901-1982). Актёр театра и кино, лауреат четырёх Сталинских премий, запомнился зрителям по ролям в фильмах «Чапаев», «Юность Максима», «Семь стариков и одна девушка», «Горожане» — всего он сыграл более 50 ролей. Одной из самых известных его работ стала роль Бориса Петровича Чижова в комедии  «Верные друзья», вышедшей на экраны в 1954 году.

История теплохода "Борис Чирков"
Кадр из фильма «Верный друзья»: Борис Чирков — в центре.

В июле 1993 года теплоход «Борис Чирков» был продан из Волжского пароходства российско-польской компании «Супермаркет», которая планировала эксплуатировать его как плавучую гостиницу в Калининграде, для размещения на ней туристов из Польши. Но сделка сорвалась и судно осталось на Волге. Вместо «Чиркова» на Балтийское море ушел однотипный двухпалубный теплоход «Пинега», работавший до этого в Северном речном пароходстве (Котлас).

К круизной работе судно вернулось в конце 1990-х годов. В 1999 году, во время одного из рейсов, «Борис Чирков» снялся в эпизоде художественного фильма «Фортуна». В разные годы судно работало с посадкой в Казани, Самаре, Тольятти и Нижнем Новгороде. В последнем случае его арендатором была нижегородская судоходная компания «Вояжель».

В 2001 году «Борис Чирков» снова попал на телеэкраны: на борту теплохода был снят рекламный ролик пива «Сибирская корона». В 2002 году на борту теплохода была открыта православная часовня во имя святителя Николая Чудотворца, где проводил службы клирик нижегородского храма в честь Успения Божией Матери иерей Вячеслав Попов (умер осенью 2004 года). Благодаря этому, отмечалось в рекламе, пассажиры и члены экипажа могут принять Крещение или обвенчаться прямо на борту.

Несмотря на такое необычное нововведение, с обслуживанием пассажиров дела обстояли так себе и положительных отзывов от туристов было немного.

По завершению навигации 2006 года теплоход «Борис Чирков» был выведен из работы и на реку судно больше не вернулось, хотя его судьба могла круто изменится. Так, летом 2008 года теплоход был продан Департаменту имущества города Москвы с целью в дальнейшем разместить на его борту плавучую студию клоуна Вячеслава Полунина, создателя известного в СССР театра «Лицедеи» (номера «Асисяй», «Низзя», «Блю-блю-блю канари»).

История теплохода "Борис Чирков"
Фото из архива Вячеслава Полунина

В конце июня 2001 года в Москве прошла III Всемирная театральная олимпиада, в ходе которой по Москва-реке в центре города проплыл «Корабль дураков» Полунина. Корабль был настоящий и построили его из бамбука, 20 тонн которого специально привезли из Азии, а автором концепции стал австралиец Саймон Барли.

История теплохода "Борис Чирков"
Фото: «Независимая газета»


В 2002 году московское правительство постановило открыть госучреждение «Международный театрально-культурный центр Славы Полунина», однако центр существовал только на бумаге, поскольку открывать его было негде: в городе не оказалось подходящих помещений, а землю под застройку выделить не смогли. Тогда и появилась идея открыть театр на воде.

В 2003 году артисты театра взяли в аренду двухпалубный теплоход «Дон», и в течение месяца ходили со спектаклями по Волге. Вот как он описывает это сам Полунин.

«...Мы решили, что школа в классе — это все как-то скучно, нудно, стыдно и противно. Надо найти вдохновляющие вещи, места и особый мир, который мы еще не знаем, освоить и покорить его. Поэтому мы взяли корабль и отправились по Волге. Во всех портах, в которых он останавливался, мы или сами вываливались на улицу, или публику с причала загоняли внутрь.

Мы повесили в фойе огромную бумагу, нарисовали календарь и предложили всем написать темы дня. И написали, кто что хочет. «День Хармса», «День Гоголя», «День бобров», «День грязных носков». Но если человек написал тему, он за нее и отвечал.

Утром, в восемь часов, все набивались в красивое место — «нарядную», потому что, например, был день Хармса и нужно было персонажа родить. Ты час возишься среди этих костюмчиков, пиджаков, и вот вылепился какой-то странный персонаж, и надо дальше жить весь день в нем. Жизни не существовало, был только праздник преображения. Тридцать дней, тридцать персонажей, и тот, кто доходил до вечера и получал десятка два баллов, попадал на бал на палубу на всю ночь. Остальные сидели в трюме. Это была большая мечта — пробиться на палубу к концу вечера...».

В 2007 году тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о создании плавучего театра. Предполагалось, что он будет курсировать по рекам, позволяя артистам демонстрировать шоу в разных точках Москвы, а также в других городах. Стоянку теплохода планировали оборудовать на Крымской набережной возле Центрального дома художника, рядом с парком искусств «Музеон» и плавучей гостиницей, размещенной на теплоходе «Валерий Брюсов». Финансировать проект собирались из городского бюджета.

Осенью 2008 года судно отогнали на Чкаловскую судоверфь, расположенную в Нижегородской области, с целью переоборудования: верхнюю палубу планировалось убрать, чтобы теплоход мог пройти по Москва-реке, рубку перенести в носовую часть средней палубы. То есть, в новом облике «Чирков» должен был бы напомнить переоборудованные однотипные теплоходы «Ласточка» и «Федор Ушаков». На судне предполагалось обустроить зрительный зал и каюты, где артисты могли бы гримироваться и отдыхать. На территории рядом с теплоходом планировали размещать надувное шапито на тысячу зрительских мест.


История теплохода "Борис Чирков"
Проект размещение судна у Крымской набережной

Изменило ситуацию то, что в дураках, но уже без всякого корабля, оказался экс-мэр Москвы Юрий Лужков, поддерживавший проект. Он был отправлен в отставку осенью 2010 года, а уже в мае 2011 года новый глава города Сергей Собянин подписал постановление о необходимости эффективного использования имущества, находящегося в собственности города, и от проекта отказались, выставив судно на продажу.

Осенью 2012 года очередным и последним владельцем судна стало ЗАО «Агентство Промышленной информации». Следующие 4 года теплоход простоял в акватории завода, а в октябре 2016 года началась его утилизация.
Возврат к списку