В истории с круизами по Каспийскому морю поставлена точка: почему за 10 лет не удалось организовать ни одного рейса

В следующем году исполнится круглая дата: ровно десять лет назад, в 2005 году, начались разговоры о появлении на Каспии новой круизной линии. Было куплено пассажирское судно, ежегодно говорилось о том, что вот-вот и первый круиз состоится, но ничего так и не произошло.
В истории с круизами по Каспийскому морю поставлена точка: почему за 10 лет не удалось организовать ни одного рейса


В следующем году исполнится круглая дата: ровно десять лет назад, в 2005 году, начались разговоры о появлении на Каспии новой круизной линии. Затем появилась первая информация о запуске по Каспийскому морю круизного судна. Планировалось, что круизно-пассажирская линия будет работать по маршруту Астрахань (Россия) — Баку (Азербайджан) — Энзели (Иран) — Актау (Казахстан) — Туркменбаши (Туркмения).

Открытие маршрута было запланировано на июль 2006 года. Владельцем теплохода «Мария Ермолова» стал астраханский туроператор — туристическая фирма «ТинТур», а оператором судна — специально созданная судоходная компания «Каспийская круизная линия». Проект получил поддержку в Администрации Астраханской области, Федеральном агентстве по туризму Российской Федерации, Администрации прикаспийских стран.

Но летом 2006 года никакие круизы так и не начались. Зато появилась информация о том, что Каспийская круизная линия будет запущена уже в 2007 году.

Но все лето следующего года теплоход «Мария Ермолова» так и простоял в порту. Зато в сентябре 2007 года судно осуществило экспериментальный рейс из Астрахани в порт Актау (Казахстан) и вернулось обратно.

Рейс был приурочен к международному фестивалю «Каспий - море дружбы. На борту теплохода в Казахстан отправилась делегация астраханских предпринимателей и чиновников с целью укрепления двусторонних партнёрских связей и демонстрации потенциала Астраханской области. Кроме того на судне была открыта выставочная экспозиция «Туризм в Астраханской области», демонстрирующая туристский потенциал региона»

Казалось, что счастье не за горами и в 2008 году линия наконец-то откроется, хотя и объявили, что первый коммерческий рейс состоится осенью 2007 года.

Но летом 2008 года появилась новая вводная. Как сообщил Геннадий Пилипенко, начальник управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального агентства по туризму, первый в истории круизный рейс по Каспийскому морю состоится в конце весны 2009 года. По его словам, круиз стартует из Астрахани и за семь дней туристы смогут посетить также Дагестан, Иран, Казахстан, Туркменистан и Азербайджан. Планировалось, что работать на линии будет теплоход все та же «Мария Ермолова».

В 2009 году «Ермолова» вышла в работу, но не в качестве круизного судна, а как стоечное судно - плавобщежитие на нефтеразработках компании «Лукойл».

Летом 2011 года про круизную линию по Каспию снова вспомнили. Ростуризм заявил, что развитие круизного туризма в районе Каспия очень актуально. «Маршруты могут быть как внутрироссийскими (по линии Астрахань–Махачкала–Дербент), так и международными. Возможна также «стыковка» с круизными маршрутами по Волге», — пояснили в Ростуризме.

А зимой 2011 года появилась информация о том, что Организация Объединенных Наций совместно с правительствами Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Российской Федерацией готовит предварительную оценку возможностей развития круизного судоходства в регионе Каспийского моря. В середине декабря Астраханскую область посетила делегация во главе с инспектором всемирной туристической организации при ООН Робертом Клевердоном.Делегация совершила поездки по предполагаемым точкам круизных остановок, ознакомилась с имеющейся портовой и таможенной инфраструктурой. Экспертиза на таком высоком уровне, как рассчитывают туроператоры, должна сдвинуть с места инициативу по запуску круизной лини по Каспийскому морю.

2012 год начался с положительных обещаний: весной 2012 года откроется первый туристический круизный маршрут по Каспийскому морю, стартующий из Астраханской области. Для упорядочения этого процесса предполагается создать в Астрахани координационный совет по развитию туризма на Каспии, писала тогда пресса. Как отметил тогда глава Ростуризма Александр Радьков, в Прикаспийском регионе необходимо модернизировать портовую инфраструктуру, создать современные стоянки и ремонтные базы для яхт, подготовить кадры, унифицировать визовый режим между прилегающими странами.

Но уже весной 2012 года генеральный директор компании «Каспийская круизная линия» Владимир Фиалкин заявил, что организовывать на постоянной основе круизы по Каспийскому морю, оперируя только одним теплоходом, возможно только при поддержке государства. Кроме того, по его словам, инфраструктура портов пока не готова к приему пассажиров. Однако, несмотря на существующие проблемы и трудности, Фиалкин выразил уверенность, что у кризов по Каспийскому морю очень большие перспективы.

После этого про круизы не вспоминали вплоть до лета 2014 года, когда вновь появилась информация о том, что «создать круизный маршрут, охватывающий все страны Прикаспия, – к такому решению пришли участники встречи министров транспорта Каспийского региона, которая состоялась в Астрахани». Губернатор Астраханской области Александр Жилкин выразил уверенность, что такое путешествие будет востребовано. Он отметил, что уже сейчас есть желание совершить круиз по странам прикаспийского региона со стороны как стран-соседей, так и отдалённых государств. Для окончательного решения вопроса осталось согласовать организационные моменты и подготовить судно.

А в середине ноября 2014 года появилась информация о том, что Территориальное управление Федерального агентства управления госимуществом проводит торги по продаже теплохода «Мария Ермолова». Согласно ему на торги выставляется пассажирский теплоход югославской постройки 1974 года. Стартовая цена составляет 27 миллионов 107 рублей. Торги состоятся в декабре этого года.

Примечательно, что за судно купленное в Новороссийском морском пароходстве (а изначально оно работало в Мурманске) в 2006 году заплатили 4 млн долларов, как утверждали его владельцы. Сейчас же его стоимость оценили в 602 700 долларов (по курсу на 25.11.2014).

Причина того, что круизы по Каспию так и не удалось запустить была в том, что не был  проработан ни один вопрос по организации пассажирского плавания. «Не было межгосударственных соглашений о круизном туризме, не определен юридический статус Каспия, не решены экологические вопросы и вопросы безопасности мореплавания, а также не было взаимного признания пассажирских лицензий, единых правил внешнего и внутреннего каботажа и страхования судов», - заявил генеральный директор «Каспийской круизной линии» Владимир Фиалкин.

Возврат к списку