По каким маршрутам и под каким названием хотят запустить теплоход «Шлиссельбург» в 2020 году
«Теплоход удивительной судьбы» — именно так охарактеризовали пять лет назад речной теплоход «Шлиссельбург» в одном из материалов, посвященном судну. И здесь нет ни капли преувеличения. Принятое в эксплуатацию 65 лет назад судно за эти годы где только не успело поработать. Есть в его биографию рейс вокруг Европы с заходом в Атлантический океан и проходом через Средиземное море, рейсы по Черному морю, круизы по Дунаю, работа на Днепре, а также круизы из Москвы до Соловецких остров через Белое море. Увы, но последние годы имя теплохода если и обсуждается, то обычно в негативном ключе. И вот судно в очередной раз «выводят» в работу после 6,5 лет простоя. Снова под новым именем и по соблазнительным для простого туриста маршрутам.
Для начала вспомним биографию теплохода и что он собой представляет. «Шлиссельбург» - двухпалубный теплоход, построенный по проекту 646 на на судостроительном предприятии Warnowwerft («Варновверфт») в немецком городе Варнемюнде. В эксплуатацию судно было принято в августе 1955 года под первоначальным названием «Белинский».
По некоторым данным, изначально судно предназначалось для Камского речного пароходства. Но в итоге начало работать на линии между Одессой и Измаилом на Украине, совершая рейсы по Черному морю и Дунаю. На Дунай, а приписан теплоход был к Измаилу и числился в Советском Дунайском пароходстве, «Белинский» попал совершив рейс вокруг Европы. После приемки судна комиссией Советского Дунайского пароходства судно перегонялось не через внутренние водные пути СССР, как это обычно практиковалось, а через Северное море, Бискайский залив, Атлантический океан, Средиземное и Черное моря.
27 апреля 1956 года новое судно вышло в первый рейс по линии Измаил — Килия — Вилково — Одесса — Очаков — Николаев. В дальнейшем линию сократили исключив заход в Очаков, Николаев. Определенное время на этом маршруте «Белинский» совершал рейсы вместе с однотипным теплоходом «Онега». Между Измаилом и Одессой теплоход работал с 15 апреля по 15 октября. Последний рейс по этому маршруту теплоход совершил в августе 1977 года.
В 1978 году теплоход вышел в работу туристическую линию по Дунаю Измаил — Галац — Джурджу — Русе — Белград — Измаил, но проработал на ней недолго. В феврале 1983 года судно, которому грозило списание, было куплено киевским заводом «Октава» и с стало использоваться в качестве плавучего дома отдыха для работников объединения, выполняя рейсы из Киева по Днепру до Черного моря. С развалом Союза предприятию стало не до теплохода и до 2003 года судно стояло на приколе в Киеве, пока его не купила российская компания «Агидель-Круиз» для использования на рейсах из Москвы до Соловецких островов.
В начале декабря 2003 года теплоход «Белинский» прибыл на Волгу, а в июне 2004 года выполнил первый круиз по маршруту Москва — Соловки — Москва. В отличии от других вариантов этих круизов, которые предусматривали пересадку пассажиров с круизных теплоходов в Беломорске и доставки на острова другими судами, «Белинский» выполнял беспересадочные рейсы.
Но после 2012 года в судьбе теплохода снова настали плохие времена. Компания «Агидель-Круиз» закрылась: один из её учредителей организовал свою компанию «Белый лебедь» и начал работать со своим флотом, а «Белинский» ушел другому экс-соучредителю «Агидели», которая переименовала его в «Шлиссельбург». Сделав летом 2013 года несколько рейсов теплоход встал на прикол прямо в середине навигации: рейс до Соловков, куда судно должно было уйти не состоялся, разразился скандал с которого у судна началась черная пора.
В 2013 году в работу теплоход так больше и не вышел, зато в 2014 году под названием «Иоанн Кронштадтский» на нём начала предлагать круизы из Архангельска до Соловецких островов от компании «Соловецкие круизы». Первоначально сообщалось, что первый рейс состоится 12 июня 2014 года, затем дату перенесли на 27 июня 2014 года, а затем организаторы рейса и вовсе исчезли без каких-либо заявлений. А судно, как стояло в затоне на реке Оке в Нижегородской области, так и никуда оттуда не выходило.
Затем на два года о теплоходе забыли, пока в 2017 году не появилась информация о покупке теплохода для работы на рейсах в Крыму по Черному морю. Но поскольку никакой конкретики озвучено не было, то тема развития не получила. Зато в 2018 году самарская компания «Ространстур» заявила, что на судне, которое получило название «Эльдорадо», будут совершаться круизы из Нижнего Новгорода до Крыма, Баку и Соловецких островов. Вот только закончилось это также, как в случае с рейсами из Архангельска: компания молча исчезла летом 2018 года, а судно, хотя и перебазировалось с Оки в затон на Волгу под Нижний Новгород, но в работу так и не вышло, да в базе Российского речного регистра значилось под прежним названием «Шлиссельбург».
И вот в 2020 году очередная попытка вернуть теплоход в круизную работу. На этот раз уже под названием «Александр III». Заявленные основные маршруты очень схожи с теми, которые были в варианте «Эльдорадо», разве что отправление всех рейсов обозначено на этот раз из Москвы, — тот же Крым, Баку, Соловки, а между ними скромные рейсы до Углича, Дубны и Твери. Представлены все эти новинки в том же буклете, в котором напечатана и информация о круизах на «Петре Первом», и который раздавали посетителям «Фестиваля круизов» в Санкт-Петербурге и в Москве в конце февраля этого года.
Выйдет ли в этом году теплоход в работу — вопрос, скорее, риторический. До первых заявленных рейсов осталось менее двух месяцев, но кроме раздачи буклетов с расписанием другой деятельности не видно. Цены на круизы так и не обозначены, что говорит само за себя. Поэтому вопрос о их реализации, как и в случае с «Петром Первым» остается открытым.
Возврат к списку
Для начала вспомним биографию теплохода и что он собой представляет. «Шлиссельбург» - двухпалубный теплоход, построенный по проекту 646 на на судостроительном предприятии Warnowwerft («Варновверфт») в немецком городе Варнемюнде. В эксплуатацию судно было принято в августе 1955 года под первоначальным названием «Белинский».
По некоторым данным, изначально судно предназначалось для Камского речного пароходства. Но в итоге начало работать на линии между Одессой и Измаилом на Украине, совершая рейсы по Черному морю и Дунаю. На Дунай, а приписан теплоход был к Измаилу и числился в Советском Дунайском пароходстве, «Белинский» попал совершив рейс вокруг Европы. После приемки судна комиссией Советского Дунайского пароходства судно перегонялось не через внутренние водные пути СССР, как это обычно практиковалось, а через Северное море, Бискайский залив, Атлантический океан, Средиземное и Черное моря.
27 апреля 1956 года новое судно вышло в первый рейс по линии Измаил — Килия — Вилково — Одесса — Очаков — Николаев. В дальнейшем линию сократили исключив заход в Очаков, Николаев. Определенное время на этом маршруте «Белинский» совершал рейсы вместе с однотипным теплоходом «Онега». Между Измаилом и Одессой теплоход работал с 15 апреля по 15 октября. Последний рейс по этому маршруту теплоход совершил в августе 1977 года.
В 1978 году теплоход вышел в работу туристическую линию по Дунаю Измаил — Галац — Джурджу — Русе — Белград — Измаил, но проработал на ней недолго. В феврале 1983 года судно, которому грозило списание, было куплено киевским заводом «Октава» и с стало использоваться в качестве плавучего дома отдыха для работников объединения, выполняя рейсы из Киева по Днепру до Черного моря. С развалом Союза предприятию стало не до теплохода и до 2003 года судно стояло на приколе в Киеве, пока его не купила российская компания «Агидель-Круиз» для использования на рейсах из Москвы до Соловецких островов.
В начале декабря 2003 года теплоход «Белинский» прибыл на Волгу, а в июне 2004 года выполнил первый круиз по маршруту Москва — Соловки — Москва. В отличии от других вариантов этих круизов, которые предусматривали пересадку пассажиров с круизных теплоходов в Беломорске и доставки на острова другими судами, «Белинский» выполнял беспересадочные рейсы.
Но после 2012 года в судьбе теплохода снова настали плохие времена. Компания «Агидель-Круиз» закрылась: один из её учредителей организовал свою компанию «Белый лебедь» и начал работать со своим флотом, а «Белинский» ушел другому экс-соучредителю «Агидели», которая переименовала его в «Шлиссельбург». Сделав летом 2013 года несколько рейсов теплоход встал на прикол прямо в середине навигации: рейс до Соловков, куда судно должно было уйти не состоялся, разразился скандал с которого у судна началась черная пора.
В 2013 году в работу теплоход так больше и не вышел, зато в 2014 году под названием «Иоанн Кронштадтский» на нём начала предлагать круизы из Архангельска до Соловецких островов от компании «Соловецкие круизы». Первоначально сообщалось, что первый рейс состоится 12 июня 2014 года, затем дату перенесли на 27 июня 2014 года, а затем организаторы рейса и вовсе исчезли без каких-либо заявлений. А судно, как стояло в затоне на реке Оке в Нижегородской области, так и никуда оттуда не выходило.
Затем на два года о теплоходе забыли, пока в 2017 году не появилась информация о покупке теплохода для работы на рейсах в Крыму по Черному морю. Но поскольку никакой конкретики озвучено не было, то тема развития не получила. Зато в 2018 году самарская компания «Ространстур» заявила, что на судне, которое получило название «Эльдорадо», будут совершаться круизы из Нижнего Новгорода до Крыма, Баку и Соловецких островов. Вот только закончилось это также, как в случае с рейсами из Архангельска: компания молча исчезла летом 2018 года, а судно, хотя и перебазировалось с Оки в затон на Волгу под Нижний Новгород, но в работу так и не вышло, да в базе Российского речного регистра значилось под прежним названием «Шлиссельбург».
И вот в 2020 году очередная попытка вернуть теплоход в круизную работу. На этот раз уже под названием «Александр III». Заявленные основные маршруты очень схожи с теми, которые были в варианте «Эльдорадо», разве что отправление всех рейсов обозначено на этот раз из Москвы, — тот же Крым, Баку, Соловки, а между ними скромные рейсы до Углича, Дубны и Твери. Представлены все эти новинки в том же буклете, в котором напечатана и информация о круизах на «Петре Первом», и который раздавали посетителям «Фестиваля круизов» в Санкт-Петербурге и в Москве в конце февраля этого года.
Выйдет ли в этом году теплоход в работу — вопрос, скорее, риторический. До первых заявленных рейсов осталось менее двух месяцев, но кроме раздачи буклетов с расписанием другой деятельности не видно. Цены на круизы так и не обозначены, что говорит само за себя. Поэтому вопрос о их реализации, как и в случае с «Петром Первым» остается открытым.