6 самых неприятных моментов в речном круизе

Пьянка и курение под окнами, дискотека, грохочущая полночи и мешающая вставать в 5 часов утра, некомпетентные экскурсоводы и распорядок пионерского лагеря – что больше всего раздражает речных туристов и круизах?
6 самых неприятных моментов в речном круизе


Пьянка и курение под окнами, дискотека, грохочущая полночи и мешающая вставать в 5 часов утра, некомпетентные экскурсоводы и распорядок пионерского лагеря – что больше всего раздражает речных туристов и круизах?

Каждый год привносит в сферу речных круизов какие-то новшества: меняются развлекательные программы, добавляются новые стоянки или маршруты, изменяются комфортабельность судов и концепции круизов. Но есть и такие явления, которые остаются неизменными на протяжении многих лет.

Как бы ни менялись программы компаний, обслуживание на борту, да и сами теплоходы, некоторые жалобы кочуют годами из отзыва в отзыв, из анкеты в анкету, вызывая противоречивые чувства у тех, кто их читает: многое из того, на что обращают внимание туристы, изменить никто не в силах. Но есть ситуации кардинально противоположные, которые изменить можно, но по каким-либо причинам сделать это организаторы не спешат.

В нашем материале представлен список самых главных отрицательных моментов, названных туристами в течение последних нескольких лет. Имена наших спикеров и названия компаний, где они работают, специально не приведены, чтобы избежать обвинений в лоббировании интересов ряда компаний.

1. Подъём с переворотом

Среди главных раздражающих моментов в круизе тема ранних подъёмов самая актуальная. Многие туристы жалуются на то, что круиз – это же отдых, а вставать приходится иногда даже раньше, чем на работу в повседневной жизни. А каково приходится тем, у кого ночная жизнь более активна, чем утренняя, а круиз наполнен подъёмами в 6-8 часов?

Впрочем, ранний подъём – это только часть проблемы. «Опоздавшие завтракают в ужин!» – эта фраза из советского фильма «Республика ШКИД» иногда бывает применима к ситуациям и в круизах. Не встанешь к завтраку – останешься голодным на экскурсии. И будешь прислушиваться не к словам экскурсовода, а к иным звукам из желудка. И хорошо, если обед по расписанию, а не сухпайком в руки, ведь бывает, что обед объединён с ужином. Конечно, такое не всегда, но тем не менее случается из-за особенностей стоянок и экскурсионной программы.

«Когда представители круизной отрасли перечисляют достоинства круизного отдыха, то за кадром остаётся другая сторона медали. Ввиду специфики судов, стоянок и экскурсионных программ, а также прочих смежных факторов отдых человека на борту теплохода должен подчиняться определённому графику. Иными словами, планировать свой день и отдых он не может – за него всё уже решено. Поэтому, по результатам опросов и анкетирования наших клиентов, из тех, кто был в круизах, такая причина на втором месте, после главной – стоимости круизного отдыха», – говорит представитель одной из туристических компаний, занимающихся внутренним и выездным туризмом.

Круизные туроператоры отчасти разделяют мнения коллег по туротрасли. «Безусловно, специфика построения круизного отдыха накладывает свои отпечатки. Отчасти это и объясняет то, что круизный отдых стоит особняком и массовым он стать никогда не сможет», – размышляет представитель компании, оперирующей флотом из нескольких круизных судов в Москве среднего ценового сегмента.

«Мы могли бы изменить формат круиза на одном из своих судов и сделать его более приемлемым для тех, кто раньше предпочитал отдых на берегу. Но что это нам даст? Гарантированные расходы – безусловно, а насчёт роста числа клиентов и прибыли сложно с ходу сказать, надо считать, но в любом случае мы не станем этого делать, пока есть гарантированная и стабильная аудитория, привыкшая к тому, что мы предлагаем сейчас», – говорит представитель компании.

2. Всё включено

Другой актуальной проблемой для любителей отдыха являются вопросы экскурсионного обслуживания на стоянках. Не секрет, что аудитория любителей речных круизов стабильная и «круизный стаж» большинства из туристов составляет по нескольку десятков круизов. Поэтому понятно, что сложно найти среди стоянок места, где бы «не ступала нога круизёра». Новые места, конечно, появляются, но всё же не так часто. Некоторые компании ищут альтернативу стандартным маршрутам, но и этих усилий тоже мало.

Ввиду этого для многих туристов сам факт включения в стоимость путёвки экскурсионного обслуживания вызывает противление и раздражение. «Я там был и всё видел, больше не пойду, так почему я должен по умолчанию платить за то, что мне не нужно?» – типичное возмущение многих. Некоторых подводит элементарная жадность: «уплочено» – значит, надо идти. Логично предположить, с каким настроением в таких условиях отправляется человек на экскурсию и что он скажет по её окончании.

Решения у этого вопроса два. Можно включать экскурсии в стоимость, а можно не включать.

«В настоящее время на рынке представлены различные варианты круизов, в том числе и с оплатой турпродукта по частям. Но политика нашей компании в предоставлении клиентам полного пакета услуг, из которых экскурсионный пакет не является отдельной частью, поэтому вариант предлагать его отдельно мы не рассматриваем», – говорит представитель крупной российской круизной компании.

«Я вообще не вижу в этом проблемы. Стоимость экскурсий относительного других составляющих круиза – мизер, грубо говоря, 1 рубль из 100. То есть 99 рублей он (клиент) нашёл, а рубль заплатить – жаба душит? У нас тоже есть выбор: не нравится – не ходи. Мы принудительно никого на экскурсии не гоним», – комментирует ситуацию представитель небольшой московской компании.

«Проблема ситуации скорее в том, что многие из организаторов круизов даже не хотят над этим работать и маскируют лень словами про стиль и политику компании. Между тем экскурсионный пакет – вещь вполне себе самостоятельная, и если посмотреть на то, как работают с экскурсиями в круизах в других странах, то мы видим, что там есть различные варианты, но чаще всего экскурсии оплачиваются отдельно. Поэтому мы к этому вопросу подошли так же и даём нашим клиентам возможность оплатить экскурсии на свой выбор», – рассказывает представитель региональной круизной компании.

«Кроме того, при грамотном расчёте покупка экскурсий – это не только выгода для клиентов, которым не нужно переплачивать за то, что они уже знают и где были, но и возможность для самой компании получить дополнительный доход при грамотном позиционировании ряда экскурсий и отхода от шаблонного мышления», – резюмирует он.

3. Галопом по Европам

Третья проблема, на которую жалуются любители круизов, к работе непосредственно круизных компаний отношения не имеет. Она связана с предыдущим пунктом – экскурсиями, но уже в другом контексте.

«Мы рады вас видеть в нашем городе, но, к сожалению, у нас так мало времени…» – одна из самых любимых фраз экскурсоводов на местах, повторяющаяся из года в год. Проблема не в продолжительности стоянки, а в том, что экскурсоводы не могут правильно рассчитать пропорции времени на тот или иной объект, и в итоге прогулка по городу превращается в натуральный забег, от одного памятника к другому, а затем (или в самом начале) сэкономленное время тратится на какие-то незначительные объекты или разъяснения, сетуют туристы.

Другой главной проблемой экскурсий остается то, что из-за неумения выстроить организационный процесс в итоге не остаётся времени на самостоятельный осмотр города. «Мы бежали на теплоход из автобуса, так как по расписанию он должен был уйти десять минут назад, какие тут сувениры и прощание с городом, сплошной стресс», – жалуются многие.

4. Цирк зажигает огни


«Когда я попадаю на борт теплохода, то погружаюсь в отдых. Единственное, что возвращает меня к реальности – это работа так называемых аниматоров, или, как говорили раньше, культмассового сектора. Когда я вижу некоторые из результатов их работы, у меня ощущение, что я попал на съёмки «Animal Planet», – говорит один из постоянных круизёров. С ним согласны и коллеги по отдыху.

Проблема развлечений на борту судна во время круиза имеет давние корни. Но если раньше многие из туристов жаловались на то, что в стоимость их путёвки закладывается оплата развлечений, которые им не нужны, то теперь чаще поступают жалобы на художественную составляющую программ.

«Это сложный вопрос, художественные вкусы у всех разные и всем сразу сложно угодить. В среднестатистическом рейсе мы ориентируемся на показатели по основной аудитории и составляем арт-программы исходя из этого. Но у нас также есть специальные рейсы, рассчитанные как на спокойный и семейный отдых, так и на зажигательно-молодёжные рейсы», – поясняет представитель крупной российской круизной компании.

«Круизы – это отдых, а отдых – это спокойствие. Все эти бортовки, танцы и арт-программы, где главный критерий «чем громче, тем лучше» – не для наших круизов. Наши клиенты ценят спокойствие, и наша задача – обеспечить им это. А уж развлечения зависят от потребностей самого человека: кому-то и баяна хватит, а кому-то и шоу «Цирк дю Солей» будет мало. Тут не угадаешь», – говорит представитель одной из столичных компаний.

«Задача артистов – развлекать исходя из той аудитории, которая им досталась. То есть тех туристов, которые попали на борт. Нельзя на судне держать мастеров «художественного свиста» за просто так. Арт-группа должна быть готова адаптироваться к постоянно меняющемуся составу туристов, а задача туроператоров – это обеспечивать», – поясняет представитель региональной круизной компании.

5. У природы нет плохой погоды

Единственный вопрос, в котором не наблюдается противоречий между туристами и туроператорами, это претензии к погоде. «То снег, то дождь, то мошкара над нами» – это не только аккорд из диссидентской песни, но мысли обычных туристов.

Жара и холод, комары и мошки, засуха и половодье, лёд – все это может кардинально изменить программу круиза.

Впрочем, что касается засухи, то тут вариант есть простой: не хочешь париться – выбирай круизы на север, а если не хочешь мёрзнуть – на юг. Попутно решится и вопрос с мошкарой.

Что же касается срывов рейсов по причине ледостава или нехватки воды, то обратиться с этими претензиями не к кому и остаётся только надеяться на благоприятный расклад погодного пасьянса.

6. И некоторые неприятные мелочи…

Если кратко оценить другие претензии к круизному отдыху, то можно выделить следующие:

-> Опаздывающие туристы, из-за которых происходит срыв отправления;

-> Приёмы пищи (обед-ужин), совпадающие с отправлением из города;

-> Шумные попутчики, любящие поскандалить, или зануды, занимающиеся нравоучениями;

-> Курение где попало, невзирая на запреты;

-> Шум дискотеки, бара в ночное время (после 23 часов);

-> Плохая звукоизоляция кают;

-> День окончания круиза, включающий в себя сбор вещей, медленное и мучительное «сжигание» времени перед причаливанием и выход с теплохода.


Возврат к списку