Мост через реку Лену у Якутска планируют построить к 2025 году

В середине ноября 2019 года глава Якутии Айсен Николаев подтвердил, что президент Владимир Путин одобрил строительство автомобильного мостового перехода через реку Лену в районе Якутска.
Мост через реку Лену у Якутска планируют построить к 2025 году


В середине ноября 2019 года глава Якутии Айсен Николаев подтвердил, что президент Владимир Путин одобрил строительство автомобильного мостового перехода через реку Лену в районе Якутска. Стоимость трёхкилометрового моста оценивается в 82,9 млрд рублей. Легковые автомобили будут ездить по мосту бесплатно, все остальные транспортные средства должны платить 1–4 тысячи рублей за проезд.

По данным источников «Коммерсанта», Путин поручил правительству представить предложения по строительству моста, отметив, что «ситуация созрела до реализации». Реализовать проект, который разрабатывался еще в середине 1980-х годов, но затем постоянно переносился, должны будут ориентировочно к 2025 году, если снова что-то не помешает.

Якутск — единственный из ста крупнейших городов России, не имеющий круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть. Зимой автотранспорт идет по зимнику, летом — на пароме через Лену. А в периоды ледохода и ледостава добраться до Якутска можно только по воздуху.

Железной дороги в Якутске также нет: строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, которая должна соединить столицу Якутии с БАМом, начатое еще в 1979 году, было окончательно завершено летом этого года. 26 июля 2019 года был открыт для постоянной эксплуатации участок от якутского города Томмота до поселка Нижний Бестях, находящегося в 30 км от Якутска, но на противоположном, правом, берегу Лены. До нынешнего года этот участок, открытый 30 августа 2014 года, был во временной эксплуатации и только для грузового движения.

Еще в середине 1980-х годов, когда шло строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, планировалось, что совмещенный авто-железнодорожный мостовой переход через Лену, будет построен в Нижних Бестях, где сейчас соединяются три федеральные автомобильные трассы — «Вилюй», «Колыма» и «Лена».

В то время рассматривались варианты трассы с пересечением Лены в трёх створах: на 38 км выше Якутска и ниже его — на 28 и 45 километрах. По многим параметрам створ, расположенный выше Якутска, оказался предпочтительнее двух других и мостовой переход протяженностью 2871 метров было решено строить там. В 1986 году было представлено технико-экономическое обоснование проекта. Проектированием моста занимался Ленгипротрансмост (сейчас — АО «Трансмост»). Строительство должно было начаться в конце 1989 года, а сдать в эксплуатацию мостовой переход планировалось в 1993 году. По известным причинам, тогда проект так и остался не реализованным.

Ленский мост на карте
Ленский мост на карте

К нему вернулись в 2006 году, но финансирования снова не нашлось и он был отложен. В ноябре 2012 года власти Якутии и Минтранс РФ договорились о строительстве моста. Сооружение совмещенного автомобильно-железнодорожного мостового перехода через реку Лену протяженностью 3,2 км было запланировано на 2015-2020 годы. Стоимость проекта оценивалась в 162 млрд. рублей, из которых 50 млрд. рублей было заложено в ФЦП «Развитие транспортной системы России до 2015 года». Однако в конце 2014 года было принято решение отложить строительство моста через Лену ради строительства совмещенного авто-железнодорожного моста через Керченский пролив в Крым.

В 2016 году стало известно, что строительство моста, но уже только автодорожного, так как от идеи делать совмещенный с железной дорогой мост отказались еще в 2013 году при запуске участка Томмот — Нижний Бестях, может начаться в 2019 году, а проект будет совместным — российско-китайским. Китайская сторона должна подготовить планы по строительству уже осенью 2016 года, а российская сторона — через два года, в 2018-м, заявляли в Минтрансе.

Согласно обновленному проекту, Ленский мост будет вантовым с двухполосным шоссе и рассчитан на семь тысяч машин в сутки. Длина моста составит 3180 метров. Начало строительство моста запланировано на 2021-й, окончание — на 2025 год.

Возврат к списку