Реконструкция гидроузла Белоомут на реке Оке закончится в 2020 году

Новый гидроузел «Белоомут», строящийся с 2015 года на реке Оке в Московской области, будет сдан в эксплуатацию в 2020 году. В состав сооружения входит судоходных шлюз и бетонная автоматизированная плотина. Строительство нового гидроузла позволит заменить функционирующий в этом месте старый гидроузел, введенный в эксплуатацию еще в 1915 году.
Реконструкция гидроузла Белоомут на реке Оке закончится в 2020 году


Новый гидроузел «Белоомут», строящийся с 2015 года на реке Оке в Московской области, будет сдан в эксплуатацию в 2020 году. В состав сооружения входит судоходный шлюз и бетонная автоматизированная плотина. Строительство нового гидроузла позволит заменить функционирующий в этом месте старый гидроузел, введенный в эксплуатацию еще в 1915 году. Работы по сооружению гидроузла начались сразу после того, как было закончено строительство гидроузла «Кузьминск», расположенного ниже по течению Оки в Рязанской области, который заменил функционировавший там с 1914 года гидроузел.

По состоянию на май 2019 года новый гидроузел Белоомут возведен на 90%, сообщает пресс-служба ФГБУ «Канал имени Москвы». С начала навигации 2018 года функционирует новый судоходный шлюз, пробное шлюзование на котором состоялось в ноябре 2017 года, и почти достроена плотина.

Но стартовавшие в 2015 году строительно-монтажные работы из-за банкротства генерального подрядчика остановились в апреле 2019 года. Из-за этого сроки сдачи в эксплуатацию нового гидротехнического комплекса сдвинуты на 2020 год.

В 2015 году ФГБУ «Канал имени Москвы» заключил государственный контракт с генеральным подрядчиком строительно-монтажных работ на сумму 5,54 млрд руб. Конкурс выиграло ФГУП «АТЭКС». Согласно госконтракту, до 1 января 2019 года на территории старого гидроузла нужно было возвести современный судоходный шлюз, капитальную плотину, автоматизированную систему управления, административно-бытовое и производственные здания, а также водозаборный узел с двумя артезианскими скважинами и системой водоочистки.

В 2017 году завершился первый этап реконструкции, который включал в себя строительство судоходного шлюза и первой очереди плотины. В 2018 году планировалось доделать плотину, систему транспортной безопасности и мониторинга инженерии, а также провести благоустройство территории гидроузла и демонтировать старые гидросооружения.

Возникшие у генподрядчика проблемы не позволили закончить реконструкцию Белоомута в заявленные сроки. Строительно-монтажные работы продолжались до конца марта 2019 года. К тому времени завершалось возведение новой плотины, но готовность всего проекта были лишь на 90%. Работы остановились в ожидании весеннего паводка-2019. Возобновить стройку уже не удалось.

11 октября 2018 года Арбитражный суд города Москвы ввел в отношении ФГУП «Атэкс» процедуру наблюдения в рамках дела о банкротстве этого предприятия. А в апреле 2019 года истекал срок действия банковской гарантии, которая являлась обеспечением выполнения обязательств ФГУП «Атэкс» перед ФГБУ «Канал имени Москвы» по контракту в Белоомуте.

Таким образом, возникли риски невозврата непогашенного аванса и списания других платежей за Белоомут кредиторам «Атэкса». Проект реконструкции гидроузла мог остаться без финансирования и превратиться в долгострой.

Чтобы не допустить серьезных финансовых потерь и долгостроя в Белоомуте, 9 апреля 2019 года в соответствии с требованиями законодательства контракт с ФГУП «Атэкс» был расторгнут в одностороннем порядке.

В настоящее время ФГБУ «Канал имени Москвы» принимает реконструируемый объект, незавершенный строительством. Также готовится конкурс по выбору нового генподрядчика в соответствии с требованиями ФЗ-44.

Возобновить реконструкцию планируется ориентировочно в сентябре-октябре 2019 года, а завершить – в 2020 году. Основные строительные работы займут не более четырех месяцев и пройдут в межнавигационный период. То есть вся новая гидротехническая инфраструктура Белоомута может быть готова уже до конца декабря, а в следующем году останется выполнить благоустройство территории и пройти формальные процедуры. Определенное время потребуется также для пуско-наладочных работ.

Смена генподрядчика и перенос сроков завершения реконструкции Белоомута не влияют на его бесперебойное функционирование и состояние объектов. Все обязательные элементы гидроузла функционируют. Исправно работает старая плотина, которая держит необходимый уровень воды. В штатном режиме с навигации 2018 года действует и новый шлюз. Он успешно «прошел» два паводка и начал второй судоходный сезон. Сооружение работает без сбоев и задержки флота: шлюзование проходит каждый час, ежесуточно пропускается 40 единиц флота.

Далее по теме:

24.09.2019 — Завершать реконструкцию гидроузла «Белоомут» на Оке будет ФГБУ «Морспасслужба»

Возврат к списку