«В столовую в пижаме не ходить, на берег — только с разрешения директора турбазы»

Перед вами ныне уже забытый раритет из середины 1960-х годов — образец туристской книжки, которые выдавались пассажирам речных круизных судов в советские времена. Служила она пропуском для входа на теплоход, а также на экскурсионные объекты. В книжке указывались данные туриста, номер столика в ресторане и номер экскурсионной группы. То есть если переводить на современные реалии, то сейчас ее аналогом служит посадочный талон. Но интересна книжка не только этим: дополнительно она представляла собой мини-путеводитель по маршруту круиза с расписанием движения судна, которое из года в год не менялось.

Какие правила были для туристов в речных круизах в советские времена

Перед вами ныне уже забытый раритет из середины 1960-х годов — образец туристской книжки, которые выдавались пассажирам речных круизных судов в советские времена. Служила она пропуском для входа на теплоход, а также на экскурсионные объекты. В книжке указывались данные туриста, номер столика в ресторане и номер экскурсионной группы. То есть если переводить на современные реалии, то сейчас ее аналогом служит посадочный талон. Но интересна книжка не только этим: дополнительно она представляла собой мини-путеводитель по маршруту круиза с расписанием движения судна, которое из года в год не менялось.

В нашем примере — 20-дневный круиз на трехпалубном теплоходе «Фридрих Энгельс» из города Калинина до Астрахани и обратно с заходом в Москву. Почти два десятилетия «Фридрих Энгельс» выполнял в навигацию рейсы от местного Калининского областного совета по туризму. При этом теплоход, принадлежавший Волжскому объединенному речному пароходству, зимовал и обслуживался на Октябрьской базе под Горьким. В середине 1980-х судно передали в экскурсионное бюро другого города, а Калининское турбюро с 1985 по 1991 годы работало с теплоходом «Валерий Брюсов», а с конца 1980-х — и с теплоходом «Рихард Зорге».

Работал «Энгельс» по стандартному маршруту с заходом во все крупные волжские города - Ярославль, Горький (Нижний Новгород), Казань, Куйбышев (Самара), Саратов, Волгоград и Астрахань. Дополнительно были заходы на многочисленные зеленые стоянки, существовавшие в те годы на Волге практически в каждой области: Винновка, Усовка, Сероглазка, Никольское, Старая Майна, Новоокатово и Хвойный бор.

Особый интерес вызывают правила внутреннего распорядка на судне, которого должны придерживаться туристы. Например, не посещать столовую, как тогда называли ресторан, в трусах и пижамах, а также не находится в чужих каютах после 23 часов. А выходить по личным делам с борта судна и вовсе запрещено — только с разрешения начальника турбазы. Любопытно, что в последующих выпусках таких книжек в 1970-1980-е годы все эти требования уже появляться не будут.

Таким образом книжка любопытна тем, что стала своеобразным памятью тех времен. Уже давно нет Калининского областного совета по туризму, как и самого названия Калинина, ставшего вновь Тверью, а теплоход «Фридрих Энгельс» уже 15 лет лежит на дне Балтийского моря, после того как судно затонуло во время перегона в Калининград...

Какие правила были для туристов в речных круизах в советские времена

Какие правила были для туристов в речных круизах в советские времена

Какие правила были для туристов в речных круизах в советские времена

Какие правила были для туристов в речных круизах в советские времена

Какие правила были для туристов в речных круизах в советские времена

Какие правила были для туристов в речных круизах в советские времена

Какие правила были для туристов в речных круизах в советские времена

Какие правила были для туристов в речных круизах в советские времена

Какие правила были для туристов в речных круизах в советские времена

Какие правила были для туристов в речных круизах в советские времена

Какие правила были для туристов в речных круизах в советские времена


Также по теме:


Как интуристы отдыхали в круизах по Волге и Дону в 1960-х годах (ФОТО)


Речные круизы в СССР: как отдыхали советские трудящиеся (20 фотографий)

Возврат к списку