«Цезарь Трэвел» отметила 15-летие работы на круизном рынке: чем запомнились эти годы
В середине сентября компания «Цезарь Тревел» провела праздничное мероприятие поводом к которому стало 15-летие ее деятельности. Сейчас компания управляет тремя круизными трехпалубными речными судам — «Илья Муромец», «Президент» и «Цезарь», а также прогулочным банкетным теплоходом «Гжель». Именно на последнем 15 сентября состоялись торжества по поводу круглой даты. Выступавший на мероприятии глава компании Сергей Абрамов подвел итоги прошедшего сезона и рассказал о планах на будущий год, но об этом позже, а пока можно историю компании за прошедшие годы.
Бренд «Цезарь Трэвел» юридически был оформлен в конце 2002 года, в первые круизы теплоходы компании отправились осенью 2004 года. А на 2003 год приходится ключевое событие в истории компании: в Волжском пароходстве были куплены два первых судна. Ими стали трехпалубные теплоходы проекта 26-37 «Сергей Лазо» и «Капитан Рачков», работавшие ранее на транспортной линии Москва — Астрахань — Москва и Нижний Новгород — Астрахань — Нижний Новгород.
«Капитан Рачков» и «Сергей Лазо» на Жуковской БТОФ под Нижним Новгородом. Март 2003 года. Фото: Андрей Михайловский
Оба теплохода прошли полное переоборудование: количество кают было сокращено за счет объединения двух в одну, все они оборудованы санузлами (душ и туалет), холодильниками и кондиционерами. Модернизация коснулась также и общественных помещений.
Ранее столь масштабные работы по переоборудованию судов проходили, но носили единичный характер и применялись к другим типам теплоходов — проекта 305: «Александр Пирогов», «Паллада», «Бородино», которые использовались в определенной туристической нише. Целью же переоборудования «Лазо» и «Рачкова» являлось другое.
«Основной задачей было создание судов пассажировместимостью не более 150 человек, с посадкой в ресторанах в одну смену, с наличием не менее четырех барных стоек, оборудованного помещения для конференций, с размерами кают не менее девяти квадратных метров, с раздельными (душ и туалет) санитарными блоками в каютах. В каждой каюте должен быть индивидуальный кондиционер, телевизор и холодильник», — вспоминал позже Андрей Смирнов, который в то время работал коммерческим директором в компании «Цезарь трэвел» и отвечал за переоборудование теплоходов.
Первым в работу после модернизацию в сентябре 2004 года вышел теплоход «Капитан Рачков», сменивший перед этим название на «Сергей Абрамов» — в честь главы компании.
«Сергей Абрамов» перед выходом в первый рейс. Сентябрь 2004 года. Северный речной вокзал Москвы. Фото: Михаил Архипов
«Да, это своеобразный вызов обществу. Почему бы и мне не увековечить себя в корабле? Я дал судну новую жизнь и горжусь своим творением. Можно сказать, что это мой ребенок, поэтому носит мое имя. Понимаю, что это вызывает недоумение и зависть. А я считаю: сделай свой корабль и назови своим именем», — пояснил он свое решение.
Другой переоборудованный теплоход — «Сергей Лазо» — вышел в работу под названием «Президент» уже в 2004 году. Первый год работы оба судна загружались иностранными туристами, работая на рейсах между Москвой и Санкт-Петербургом.
Модернизация «Президента». Март 2005 года, Москва, Химкинское водохранилище. Фото: Михаил Архипов
Осенью 2004 года в Москву из Нижнего Новгорода перегнали еще два трехпалубных теплохода, купленных «Цезарь Трэвелом» в Волжском пароходстве: «Эрнст Тельман» и «Илья Муромец». В отличии от предыдущих эти суда были проекта 588 и работали на туристических линиях: «Муромец» выполнял рейсы от московского «Волга-Флот-Тура», а «Тельман» в 2004 году ходил от «Волжских путешествий». Имея уже опыт работы по переоборудованию этих судов прошли быстрее и в 2005 году оба обновленных теплохода вышли в работу. «Муромцу» название сохранили, а «Эрнст Тельман» стал называться «Цезарь».
«Цезарь» в процессе переоборудования. Март 2005 года, Москва, Химкинское водохранилище. Фото: Михаил Архипов
Примечательно, что сам «Цезарь Трэвел» предпочитал заниматься содержанием судов, но не продажами круизов на них, поэтому все суда по возможности сдавались во фрахт различным компаниям. Если же этого не получалось, то «ЦТ» работал со своими судами сам. В разные годы фрахтователями его судов были такие компании как «Академсервис», «Турфлот», «Русские круизы», «Инфофлот», «Астравел», «Агентство круизных путешествий», «Спутник-Гермес», «Водолей-Тур», «Волжские путешествия» и «Самарские путешествия». Обычно судно сдавалось в аренду только на летний сезон, а весенние и осенние рейсы работали от «Цезарь Трэвела» на рейсах из Москвы.
Осенью 2011 года компания лишилась своего флагманского судна — теплохода «Сергей Абрамов». За пять лет до этого он был снят в фильме «День выборов», став благодаря этому одним из самых известных круизных судов. В межсезонье, начиная с 2004/2005 годов, судно использовалось в качестве плавгостиницы на Северном речном вокзале Москвы. В середине ноября 2011 года «Абрамов» сгорел там же за день до начала работы под гостиницей. ЧП с «Абрамовым» случилось через четыре месяца после крушения «Булгарии». Восстанавливать судно не стали и год спустя, в ноябре 2012-го, теплоход отбуксировали на разделку в Череповец.
После сезона 2013 года «Цезарь Трэвел» полностью отказался от практики сдачи флота в аренду другим компаниям, перейдя к работе со своими судами сам. Объяснялось это тем, что у ряда компаний сложилась практика нарушать договора и всячески задерживать, либо вовсе не перечислять оплату за фрахт, что наносило компании как финансовые, так и имиджевые убытки.
В 2014 году все три круизных судна компании — «Илья Муромец», «Президент» и «Цезарь», вышли в работу и совершали рейсы из Москвы. На следующий год «Цезарь» был поставлен на прикол, хотя у некоторых компаний были планы по его фрахту. Вернуть в работу теплоход планировалось в 2017-м, но в итоге вышло оно в рейсы только в 2018 году. Теплоход «Илья Муромец» тоже пропустил навигацию 2016 года. И лишь «Президент» все сезоны отработал без перерывов.
Подводя итоги минувшей навигации Сергей Абрамов заявил, что в целом доволен сезоном. Практика работы судов до конца августа останется и на будущий год, так как эксплуатировать суда осенью смысла нет из-за рисков провала работы связанных с погодой.
Что же до маршрутов, то «Президент» на будущий год сохранит свой формат. Как и в предыдущие годы все рейсы будут с отправлением из Москвы, а туристы посетят Городец, Калязин, Кострому, Мышкин, Плес, Рыбинск, Тверь, Тутаев, Углич и Ярославль.
«Муромец» также будет работать, как работал последние два сезона. Первый месяц и заключительные рейсы судно отработает на непродолжительных круизах из Москвы до Калязина, Углича, Мышкина, Ярославля и Твери, а основным маршрутом на летние месяцы станет линия Москва — Казань — Москва.
Что же до «Цезаря», то по нему программа программа на будущий год пока дорабатывается. То, что теплоход отработал минувший сезон на линии Москва — Астрахань — Москва — хорошо, но хотелось бы внести разнообразие в программу, пояснил Абрамов.
Еще одним событием минувшего года стало новое место базирования судов «Цезарь Трэвела». Если с 2003 года они базировались на Химкинском водохранилище в Москве, обычно у причала «Захарково», то с сентября 2018 года весь флот переведен на стоянку «Хвойный бор», расположенную на Пестовском водохранилище Канала имени Москвы в Московской области. Весной 2019 года здесь планируется открытие фольклорно-развлекательного комплекса «Хвойный бор» — подмосковного аналога питерских Мандрог. Планируется, что новая стоянка будет включена не только в маршруты захода судов «Цезарь Трэвела», но и других компаний, в том числе и работающих с зарубежными туристами.