Юбилей «пузыря»: 60 лет назад началось строительство серии круизных судов проекта 305

Юбилей «пузыря»: 60 лет назад началось строительство серии круизных судов проекта 305
60 лет назад, 17 января 1958 года, на заводе «Обуда» в венгерской столице Будапеште началось строительство головного судна пассажирского речного теплохода проекта 305. И хотя в итоге серия судов не стало самой массовой в истории речфлота СССР — всего было построено 47 судов, в то время как трехпалубных теплоходов проекта 588 наклепали 49, 305-е оставили большой след в истории развития речного туризма. Сейчас их эпоха завершается — большей части судов уже нет, другие уже давно стоят на приколе, и в «живых» по состоянию на 2018 год остается чуть больше десятка судов.

Проект строительства новых двухпалубных судов, пассажировместимостью более 300 человек, был утвержден в Министерстве речного флота РСФСР в декабре 1957 года. Разработчиком серии грузопассажирского двухвинтового теплохода с двухъярусной надстройкой стало конструкторское бюро венгерского судостроительного завода «Обуда» из Будапешта, а за основу был взят утвержденный в министерстве годом ранее проект 860 киевского завода «Ленинская кузница», предусматривавший строительство серии однотипных судов для рек Сибири и Дальнего Востока — их строительство началось весной 1957 года на Сретенском заводе, и в дальнейшем они строились параллельно с судами проекта 305.

Головным судном проекта 305 стал теплоход «Дунай», принятый в эксплуатацию в 1959 году. Следующими стали суда «Дон», «Днепр», «Днестр» — из 47 построенных судов серии, первоначально названия в честь рек получило 42 судна, и лишь последние из построенных (все в 1964 году) были названы в честь людей: «Михаил Калинин», «Патрис Лумумба», «Василий Чапаев», «Марина Раскова» и «Мария Ульянова». Объяснение этому есть очень простое: в 1956 году началась хрущевская кампания по десталинизации и развенчанию культа личности, поэтому новым судам стали давать нейтральные и обезличенные названия, хотя изначально планировалось называть в честь выдающих деятелей того времени — это было реализовано позже, когда с середины 1960-х началась поэтапная волна переименований судов в честь людей.

Новые суда партиями расходились по речным пароходствам РСФСР. В Волго-Донское пароходство поступили «Дунай», «Дон» и «Днепр», «Аракс», «Алдан» и «Баргузин».

Первым судном проекта 305 в Волжском объединенном речном пароходстве стал теплоход «Ангара», а следом пришли «Ахтуба», «Аргунь», «Аму-Дарья», «Вычегда», «Волхов», «Истра», «Сура», «Сухона», «Сунгари», «Сыр-Дарья» и «Терек», а также «Василий Чапаев» и «Марина Раскова».

В Камском речном пароходстве первым венгерским двухпалубником стал теплоход «Днестр», компанию которому затем составили «Анадырь», «Арагва», «Березина», «Бурея», «Висла», «Вишера», «Вилюй», «Десна» и «Зея».

В Московское речное пароходство поступили теплоходы «Белая», «Буг», «Даугава», «Днестр», «Енисей», «Кубань»и «Свияга», а в Бельское речное пароходство — «Ветлуга» и «Чулым».

Отдельной партией на заводе в Будапеште строились суда, предназначенные для северных и сибирских рек: для прохода при перегоне через шлюзы Беломорско-Балтийского канала они закладывались уже, чем тем, что работали на реках Европейской части страны.

В Северное речное пароходство, для работы на Северной Двине, поступили теплоходы «Индигирка», «Неман», «Олёкма» и «Пинега», а в Западно-Сибирское речное пароходство на Обь — теплоходы «Урал», «Михаил Калинин», «Патрис Лумумба» и «Мария Ульянова».

По сложившейся традиции новый суда получили свое персональное прозвище: первоначально их называли «шифонер» (то есть шкаф) и «мыльница», данные за внешний вид, а затем за ними укрепилось слово «пузырь», применяемое до сих пор — тут уже не только за форму, но и за плохую управляемость вкупе с большой парусностью при сильном ветре. Другим отличительным моментом стал так называемый запах 305-го: из-за противопожарной пропитки конструкций судна резкий и устойчивый аромат пропитывал одежду всех, кто посещали судно. В шутку эту особенность называли «месть за Будапешт», намекая на подавление СССР венгерского восстания в 1956 году. Аромат оказался настолько стойким и въедливым, что на некоторых судах ощущался и спустя полвека с их постройки.

Последующие десятилетия все суда 305 проекта провели без каких-либо изменений: они эксплуатировались как на регулярных транспортных линиях, например, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Астрахань, Пермь — Астрахань и Пермь — Ростов-на-Дону, Уфа — Москва и Уфа — Астрахань, Архангельск — Котлас и т. п., а также на туристических маршрутах.

Тут можно добавить разве что выше упоминавшуюся поэтапную смену названий, начавшуюся с середины 1960-х и продолжавшуюся до начала 1990-х годов. Таким образом появились теплоходы, названные в честь работников эстрады — «Александр Пирогов», «Александр Свешников», «Борис Чирков», «Григорий Пирогов», «Л. В. Собинов», «Юрий Завадский», а также писателей и поэтов — «Борис Полевой», «Виталий Закруткин», «Габдулла Тукай», «Николай Островский», «Федор Абрамов».

Отдельно шли переименования судов в честь героев войны и военачальников — «Адмирал Кузнецов», «Виктор Хользунов», «Герой А. Сутырин», «Герой Александр Головачёв», «Капитан Пирожков», «Комдив Гай», «Муса Гареев», «Павел Миронов», «Рихард Зорге», «Салават Юлаев», «Сергей Даньщин», «Степан Здоровцев».

Кроме того судам присваивали названия в честь политических и общественных деятелей и ученых — «Алексей Киселёв», «М. В. Ломоносов», «Мулланур Вахитов», «Н. Г. Славянов», «Профессор Звонков», и заслуженных работников речного флота — «Александр Шемагин», «В. М. Зайцев», «Михаил Назаров», «Михаил Чеботарёв», «Николай Зеров», «Николай Масленников», «Павел Юдин», «Фёдор Кибальник».

Встречались и не стандартные переименования. Так, теплоход «Березина» был переименован в «Мотовилихинский рабочий» — в честь исторического заводского района Перми.

По мере поступления в пароходства новых четырехпалубных судов старая флотилия передавалась из одного в другое для замены судов более ранней постройки: так в 1980-х годах судами 305 проекта из московского и камского пароходств в Бельском пароходстве заменили все работавшие там пароходы 737 проекта, построенные также в Венгрии, но на пару лет раньше, чем 305-е.

В середине 1980-х годов в стал вопрос о том, чем в будущем заменить работавшие суда 305 проекта. Поскольку серия судов проекта Q-065, строившая в Австрии с 1984 по 1986 годы, не оправдала надежд на эксплуатацию их в качестве замены венгерским двухпалубникам, то начались работы по проектированию серии новых судов со схожими параметрами — так появился проект судов серии «Русь» и «Золотое кольцо», а также круизный теплоход проекта 2178. Но из-за сложившейся к концу десятилетия экономической ситуации дальше техпредложений дело не пошло.

Крушение Союза стал первым этапом массового вывода из работы судов 305 проекта. Это коснулось флота почти во всех пароходствах, где они были. Решением проблемы стала массовая продажа судов в первой половине 1990-х годов: часть из них стала использоваться в качестве плавучих гостиниц — в том же Калининграде работало два судна с Дона и Северной Двины («Михаил Чеботарев» и «Пинега» соответственно), а в Воронеже работал гостиницей теплоход «Дунай».

Другие суда были проданы за границу — в Болгарию ушел «Л. В. Собинов», получивший там название «Видин», в Прибалтику был продан «Комдив Гай», а в Венгрию — «Виталий Закруткин» ставший там называться Europa. В начале 2000-х за границу — в Польшу — был продан и теплоход «Пинега», ныне известный там как Hansa.

Начиная со второй половины 1990-х начался этап продажи судов частным владельцам. Здесь первенцем стал теплоход «Александр Пирогов», который был продан из Московского речного пароходства компании «Сфат», занимавшейся нефтеналивными перевозками. Компания отправила судно на модернизацию в Финляндию, после чего теплоход стал первым среди однотипных судов, получившим полностью переоборудованные и комфортабельные каюты. В качестве круизного судна «Пирогов» затем отработал до 2006 года включительно, после чего был перестроен в прогулочный теплоход «Федор Ушаков», который начиная с прошлого года называется «Нерей» и находится в Москве.

Вторым подобным примером стал теплоход «Мотовилихинский рабочий», купленный казанской компанией «Сувар» для переоборудования в частное прогулочное судно повышенной комфортности. Кризис 1998 года помешал этому, зато благодаря же ему в 1999 году на реку вышел первый частный теплоход — «Бородино», которым управляла Антонина Зеленина.

Ее пример в том же 1999 году пытались реализовать предприниматели из Нижнего Новгорода, купившие на Каме теплоход «Капитан Пирожков», и запустившие его по Волге под названием «Град Китеж», но не справившиеся с проектом. В итоге через год судно стало работать на рейсах из Москвы, но уже под названием «Паллада».

Таким образом часть теплоходов попали под вторую переименований, но уже не в идеологическо-культурной сфере, а в коммерческом направлении.

В 2000-х годах ситуация с эксплуатацией судов 305 проекта выправилась, если сравнивать ее с положением в 1990-х годах. В первой половине десятилетия на рынке появилось сразу несколько новых компаний, работавших с этими судами: с 2004 года «Инфофлот» стал оператором теплохода «Василий Чапаев», «Русский альянс» взял «Владимира Мономаха», а образованные ранее компании «Турфлот» и «Речфлот» работали с судами Бельского речного пароходства, в то время как «Речтурфлот» арендовал двухпалубники в Волжском пароходстве.

Правда в 2001 году в Казани затонул теплоход «Казань», в 2003-м в Калининграде сгорел «Михаил Чеботарев», а в 2004-м в Ханты-Мансийске огнем был уничтожен «Николай Масленников», но это были единичные случаи. Круизная отрасль была на подъеме и простаивающих судов было считанное количество — в основном на северных реках. В середине и второй половине 2000-х годов с Северной Двины были перегнаны в Москву два оставшихся там без работы теплохода — «М. В. Ломоносов» и «Федор Абрамов».

Кардинально поменялась ситуация летом 2011 года, когда в следствии крушения на Волге «Булгарии» начался резкий обвал спроса на речные круизы, приведший к тому, что на будущий год без работы осталось  почти с десяток двухпалубных судов — их кризис коснулся в первую очередь. Почти все они — суда Башкирского речного пароходства. В декабре 2017 года половина из них была продана в ходе распродажи имущества обанкроченного пароходства («Бригантина», «В. М. Зайцев», «Габдулла Тукай», «Герой А. Головачев», «Герой Юрий Гагарин», «Мулланур Вахитов» и «Салават Юлаев»), но судьба и перспективы их работы пока не ясны.

В конце 2000-х годов было утилизировано сразу два судна 305 проекта — волжские теплоходы «Виктор Хользунов» и «Юрий Завадский», находившиеся в госсобственности, что и стало причиной их простоя и последующего списания. В 2015-2016 годах были утилизированы теплоходы «Герой А. Сутырин», «Эрмитаж» и «Борис Чирков», ждавшие лучшей жизни на приколе, но не дождавшиеся ее.

Пока что наиболее количество судов 305 проекта, оставшихся в работе, сосредоточено в Москве. Кроме регулярных круизных теплоходов в столице работают частные прогулочные суда «М. В. Ломоносов», «Александр Блок» (переоборудованный из головного судна серии теплохода «Дунай»), «Ласточка-2» и упоминавшийся выше «Нерей».

В Подмосковье ржавеет так и не восстановленный после пожара 2012 года теплоход «Анна Ахматова», а недалеко от него стоит превращенный в береговой развлекательный центр теплоход «Колхида». В Перми на вечной модернизации с 2003 года застыла «Вишера», вместе с выведенными из работы в 1991 году теплоходами «Николай Зеров» и «Сергей Даньщин». В Чистополе с 2010 года брошен теплоход «Паллада», а с 2014-го еще и «Павел Миронов». В Ярославле с 2013 года на приколе стоит теплоход «Федор Абрамов», а купленный в 2014 году в Архангельской области теплоход «Адмирал Кузнецов», после провала попыток запустить его в работу в Москве, с 2016 года стоит в качестве гостиницы на Валааме. В городе Бердск Новосибирской области на чрезмерно затянувшейся модернизации находится теплоход «Парис», а вот с «Виктором Гашковым» ситуация лучше — его после переоборудования используют в качестве прогулочного судна.

Работавший до 2017 года включительно на рейсах из Уфы теплоход «Башкортостан» Башкирского речного пароходства в этом году в работу не выйдет, а запланированный ему в «Ространстуре» на замену «Рихард Зорге» с 2014 года стоит на приколе, поэтому ведущие туроператоры продажу круизов на него не осуществляют.

Таким образом в навигацию 2018 года на реку выйдут считанные единицы оставшихся в работе двухпалубных судов. На регулярных рейсах из Москвы будут работать «Бородино» от «Белого лебедя», «Василий Чапаев» от «Инфофлота», «Григорий Пирогов» от компании «Речфлот», «Сергей Образцов» от «Мостурфлота» и «Александр Свирский» от компании «Волга Лайн». «Алдан» и «Александр Свешников» выйдут от нижегородской компании «Гама», «Борис Полевой» — от казанской компании «Волжские путешествия», а по Оби будет совершать круизы теплоход «Ремикс».

Обновлено: по состоянию на 2024 год в работу могут выйти следующий теплоходы проекта 305 — «Алдан», «Александр Свешников»,«Александр Свирский», «Башкортостан», «Борис Полевой», «Бородино», «Василий Чапаев», «Григорий Пирогов» и «Сергей Образцов». 5 судов работают  в качестве плавучих гостиниц и ресторанов (при чем 3 из них в Европе), еще 11 теплоходов выведены из эксплуатации, а остальные 23 уже утилизированы.

Возврат к списку