«Водоходъ» возьмет пример с «Аэрофлота»: как изменится компания в ближайшее время
По словам Колтовича, основные идеи, с помощью которых он будет реорганизовывать компанию, он возьмет из авиационной отрасли, где проработал с конца 1990-х годов, начав с «Волга-Днепр», перейдя потом в Airbus и завершив карьеру работой в «Аэрофлоте».
««ВодоходЪ» мне напомнил «Аэрофлот» 15-ти летней давности», — поясняет он.
Одним из первых шагов должен стать ребрендиг «Водохода», как в свое время было в «Аэрофлоте». Это даст возможность выстраивать новое рыночное позиционирование, поясняет Колтович.
Другой новацией должно стать revenue management (управление доходами), когда стоимость билетов достаточно сильно варьируется от спроса на рынке, от времени года, от дня недели и от времени вылета. Такой подход можно и нужно начинать очень активно применять в «Водоходе», считает он.
«На текущий момент я думаю, что нам вполне возможно поставить для себя цель за 4-5 лет удвоить доходы «Водохода» практически на той же операционной базе, плюс-минус тем же количеством судов. Может быть, 2-3 теплохода добавятся – PV300 в 2020-м году и что-то еще до 2022-2023 годов. Возможно, будут какие-то интересные оппортунистические варианты приобретения дополнительных провозных емкостей в виде одного-двух-трех кораблей. В целом, мне кажется, не меняя серьезно количество кораблей, можно значительно нарастить доходную составляющую», — рассуждает Сергей Колтович.
Достичь роста доходности он предлагает также опираясь на авиационный опыт — это дополнительные доходы с туристов, уже купивших тур.
«Например, в индустрии авиационных перевозок многие авиакомпании научились зарабатывать до 30 - 40% в виде дополнительных неавиационных доходов с туристов, которые у них покупают билет, продавая более удобные кресла, правильно работая с багажом, продавая большое количество других дополнительных услуг до полета, во время, а иногда еще и после полета», - поясняет он.
Вторым шагом должна стать более близкая работа с конечным потребителем, и в первую очередь это касается продаж на иностранных рынках.
Еще одним шагом должна стать модернизация имеющихся судов с учетом современных требований туристов. Это показал опыт переоборудования теплоходов «Константин Федин», «Кронштадт» и «Николай Чернышевский», произведенный в 2017-2018 годах. В межсезонье 2018-2019 годов аналогичные работы должны пройти еще на двух теплоходах проекта 301 — «Санкт-Петербург» и «Нижний Новгород».
При этом полностью отказываться от бюджетного сегмента «Водоходъ» не собирается: там будут работать около 10 судов против нынешних 21-го.
«С одной стороны, у нас будет бюджетное предложение, но глобальный тренд именно такой: основной спрос формируется в премиальном сегменте и там основные деньги. Это реалии индустрии речных круизов, и нам нужно развиваться в соответствии с этими тенденциями», — продолжает Колтович.
Как «Аэрофлот» стал очень большим и серьезным российским брендом на международной арене, так и сегодняшний «ВодоходЪ» можно и должно вывести на высокий мировой уровень. При этом, можно пожертвовать уже имеющейся целевой аудиторией компании, развивает свою мысль он.
«Нужно свое предложение и свои провозные емкости сбалансировать в соответствии с глобальными трендами. И опять-таки, глобальные тренды происходят во всем мире, но могут так же касаться и нашего домашнего туриста. Есть значительное количество наших русских туристов, которые не поедут на бюджетном 3* теплоходе с отечественными пенсионерами-бюджетниками, но если им предложить познание своей Родины сквозь призму каких-то очень интересных эксклюзивных вещей, экскурсий и походов в те места, в которые просто так не доберешься, и не с большой группой бабушек и дедушек, а в небольшой компании, может быть, даже с иностранными туристами, мы вполне можем привлечь и нашего российского премиального клиента», — продолжает Колтович.