Как путешествуют интуристы в круизах между Москвой и Санкт-Петербургом

Как путешествуют интуристы в круизах между Москвой и Санкт-Петербургом
Теплоход «Лев Толстой» неделю назад закончил навигацию 2015 года. Как и в предыдущие годы в этом сезоне теплоход работал на линии между Москвой и Санкт-Петербургом, совершая между двумя столицами десятидневные круизы. Основной контингент пассажиров - гости из-за рубежа. На перевозке иностранных туристов теплоход работает уже четверть века.

После постройки, а спущено судно было в 1979 году, первую навигацию теплоход работал как платурбаза Минобороны СССР, а с 1980 по 1987 годы судно эксплуатировалось 4-м Главным управлением при Минздраве СССР в качестве плавучего дома отдыха для советских чиновников и деятелей культуры. Теплоход совершал нестандартные рейсы, например до Таганрога или Выборга, а также работал на других направлениях.

С наступлением перестройки и началась и новая эра в истории советских круизов. Валюта, которую приносила сдача во фрахт комфортабельных судов появлявшимся совместным предприятиям, стала хорошим подспорьем пароходствам, так как ведомства и советы по туризму, прежде грузившие суда, обеспечить стабильную финансовую загрузку уже не могли. Тогда же для иностранцев стал открыт и маршрут, который сейчас является основным: из Москвы до Петербурга, а в то время еще Ленинграда. Ранее единственной доступной круизной речной линией для интуристов в СССР был маршрут из Казани до Ростова-на-Дону. Фактически, в 90-е годы работа с иностранными туристами спасла речную отрасль от разорения и позволила сохранить флот и рабочие места.

Теплоход «Лев Толстой» в этом году начал навигацию в середине мая, а закончил во второй половине сентября, совершив за сезон 14 круизов (и 16 рейсов - включая перегон к месту работы из Нижнего Новгорода в Москву и обратно). Еще один круиз до Астрахани, который должен был пройти в конце сентября, не состоялся, а туристов отправили на другом судне.

Круизы на «Толстом» мультинациональные - тут путешествуют туристы из разных стран, а часть рейсов была организована и с дополнительными посадками российских групп. Для зарубежных туристов круиз длится в среднем 10 дней, для российских - 7. Разница в несколько дней образуется за счет того, что в программу зарубежных гостей входит проживание и экскурсии в конечных точках начала круиза - в Москве и в Санкт-Петербурге. В ходе же самого плавания, которое длится 6 дней, отличий в стоянках, экскурсиях и обслуживании нет. Питание и развлекательная программа тоже идентичны, разве что для каждой национальный группы туристов есть свой бортовой гид. Всего в составе турбригады 17 человек. В их обязанности входит и методическая работа - рассказы о местах по пути следования, и сопровождение групп на береговых экскурсиях, а также развлекательные программы.

Пару слов и о досуге. В ходе путешествия основной упор делается на национально-этнографическую составляющую: это и русское чаепитие, и уроки русского языка, не говоря уже о фольклорной составляющей. При этом каждый вечер проходит и специальная тематическая программа. В начале и конце плавания, соответственно, приветственный и гала ужины, то в середине были такие как «Пиратский», «Русский национальный» и на вариация на тему «Казино».

Что же до маршрута, то тут тоже все стандартно. После отправления из Санкт-Петербурга или Москвы теплоход делает остановки в Угличе, Ярославле, Горицах, Кижах и Мандрогах. Заход судов  с иностранными туристами на Валаам не практикуется. Во-первых для большинства туристов, которые обычно пожилого возраста, есть сложности с передвижением по острову, а во-вторых, и главное - зарубежным туристам там не интересно. Валаам с лихвой заменяет стоянка в Мандрогах - barbecue party in the open air, а религиозно-культовую нагрузку несет open air museum в Кижах.

В Горицах, кроме стандартной экскурсии в Кирилло-Белозерский монастырь, предлагают опционно visit local hous, а в Ярославле - экскурсия в Ростов. В точках начала или завершения круизах программа тоже стандартна: это обзорный сити-тур с посещением Кремля, Третьяковской галереи и Пушкинского музея в Москве, и Эрмитажа с Петергофом и Пушкиным в Петербурге.

«В сезон 2015 года 11 теплоходов нашей компании работали с иностранными туристами, из них 7 весь сезон с мая по октябрь, а остальные разовыми чартерами или доппосадками», - говорит Ирина Пигалова, директор по въездному туризму компании «Водоходъ». Она подтвердила, что в этом году спрос на круизы по России у зарубежных туристов упал.

«Если в 2014 году мы приняли около 30 тысяч человек, среди которых лидировали туристы из США, Франции и Германии (по 8-10 тысяч человек), то в текущую навигацию ровно в половину этого. Кроме количества изменились и страны из которых приезжали путешественники. В этом году это были Франция и Китай (по 3-4 тысячи человек)», - заявила Ирина. Практически перестали ездить туристы из стран Скандинавии, США и Великобритании. Но прогнозы на навигацию 2016 года гораздо лучше, чем на прошедший сезон. Объем броней превышает аналогичные показатели на этот же период прошлого года, и что самое приятно - возвращаются те партнеры, которые по политическим мотивам приняли решение не приезжать в текущем году», - заключила она.
Возврат к списку