Две причины, которые погубили компанию «Технотур»

В середине июля компания «Технотур», работающая на круизном рынке уже 14 лет, заявила о возможных проблемах с проданными ей турами для туристов. Точнее, сначала об этом заявили туристы, приобретавшие круизы там, а позже эту информацию подтвердили и в компании.
Две причины, которые погубили компанию «Технотур»


В середине июля компания «Технотур», работающая на круизном рынке уже 14 лет, заявила о возможных проблемах с проданными ей турами для туристов. Точнее, сначала об этом заявили туристы, приобретавшие круизы там, а позже эту информацию подтвердили и в компании.

«Технотур» — это компания, которая хорошо известна, как туристам, так и операторам. Годы успешной работы, лояльность со стороны одних и других — сказать, что никто не ожидал, такого вот конца, то это будет достаточно верным. Но тем не менее предпосылки к кризису были, а само начало развития ситуации пришлось еще на конец июня, выплыв наружу только сейчас, когда дело коснулось напрямую туристов.

Компания «Технотур» начала работу 6 марта 2002 года. Ее основателем и главой все эти годы является Константин Терехов. О том, как он попал в круизную сферу, в 2006 году Терехов рассказывал следующее.

«Я с 1996 года работаю в системе круизов, начинал переводчиком на теплоходе «Николай Чернышевский», отработал на нем навигацию, потом пришлось искать новую работу. Я устроился в авиакомпанию «Нижегородские Авиалинии», два года занимался организацией чартерных перевозок на маршруте Нижний Новгород — Сочи. В 1999 году я вернулся в круизы, получив приглашение от бывшего директора круиза на «Чернышевском» Александра Трофимова, который к тому времени стал директором компании «Волго-Балт Тур» (позже это был московский филиал «Волга-Флот-Тура», а сейчас «Водоходъ»). В конечном итоге я занял там должность главного экономиста московского филиала. Примерно через год я понял, что нагрузка очень большая, и к тому же должность главного экономиста предусматривала достаточно узкий круг обязанностей, а мне захотелось попробовать заняться круизами в более широком смысле. В результате я начал создавать свое турагентство, получившее название «Технотур».

Если судить по данным из ЕГРЮЛ, то в 2008-м и в 2013 годах компания проходила перерегистрацию, вызванную внесением изменений в уставные документы, и называется на настоящий момент ООО «Технотур плюс».

С момента основания и до сегодняшнего момента «Технотур» выступал в роли туристического агентства, предлагавшего туристам круизы от различных операторов. Но в 2004 году компания попробовала заниматься и операторской деятельность. У компании ООО «Ремикс» она арендовала двухпалубный теплоход «Александр Свешников», запланировав на нем ряд круизов из Москвы.

Но подготовить судно, два года находившееся в отстое, к работе компания не смогла, а из 12 заявленных рейсов было отменено 6.

Печальный опыт операторской работы компания учла и больше к ней не возвращалась, сконцентрировавшись на агентской, в которой «Технотур» преуспел. За прошедшие годы у компании накопилась значительная клиентская база и огромная лояльность со стороны клиентов, которые отмечали компанию не только хорошими скидками, но и разнообразием маршрутов, в том числе и тех, что не продавались напрямую туроператорами.

«Преимущество покупки путевок у агента прежде всего в том, что если оператор продает путевки только на свои теплоходы, то агент, если это серьезный агент, заключает прямые договора со всеми операторами. К тому же у агентов, опять же серьезно работающих на рынке, в штате есть опытные менеджеры, которые по роду своей службы просто вынуждены знать весь парк имеющихся на рынке теплоходов, а не только отдельно взятого оператора», — говорил Терехов в 2006 году.

«Технотур» выдавал огромные объемы продаж, не было компании, с которой он бы не попытался бы работать. Но это была погоня не за прибылью, а скорее ради увеличения опять же того же объема, говорят коллеги по агентскому рынку.

Многие годы Терехову способствовала удача, но в 2013 году дела пошли хуже. В тот год на рынке образовалось две новых компании, родившихся из одной прежней, работавшей уже с десяток лет. И если «Белый лебедь», которую возглавил Михаил Сизин, благополучно вышла на рынок, работая и сейчас, то у «Агидель-круиза», оставшейся его супруге, работа не задалась. А отмена рейсов трехпалубного теплохода «Шлиссельбург» (экс-«Белинский»), которая случилась в июле 2013 года, для «Технотура» обернулась значительными долгами от оставшихся без отдыха туристов.

Второй удар «Технотур» получил весной 2014 года. Тогда из-за обострения отношений России и Украины компания «Червона Рута» отменила все круизы теплоходов по Днепру и Черному морю, которые были достаточно популярны у россиян. При этом уже полученные деньги за проданные круизы, компания так и не вернула. Долги выросли еще раз на сумму с шестью нулями.

Ситуацию могла бы исправить начавшаяся навигация 2014 года, но уже в мае последовал шквал отмен и изменений круизов: виной тому стала бесснежная зима и ранняя весна, приведшая к катастрофическому обмелению Волги. Окончательно подкосила ситуацию и история с «Речтурфлотом», отменившим большую часть запланированных круизов.

Фактически, этот момент стал переломным во всей истории работы. Выйти из накопившихся долгов компания уже не могла, а суммы все увеличивались с каждым днем.

«Я не вижу тут вины Терехова — он чем больше рыл, то есть пытался уменьшить долги, тем глубже закапывался. Может тем туроператорам, которые хорошо знали реальное положение дел, нужно было как-то его остановить. По-дружески намекнуть, чтобы не ухудшал свое положение до тех пор, пока все не стабилизируется. Зачем было доводить ситуацию до критической», — полагает один из партнеров компании по рынку.

Критическим стал июнь нынешнего года, когда два крупных оператора — «Водоходъ» и «Мостурфлот» — закрыли для компании бронирование, а позже расторгли и договора о сотрудничестве.

«У «Водохода» и «Мостурфлота» крайне напряженная ситуация с продажами. Им нужно, чтобы продавались только их суда, и не только бюджетные варианты, которые хорошо продаются, но и дорогие, то есть крайне нужны живые деньги, поэтому у «Водохода» такой ранний старт продаж. Долгое время были неформальные договоренности об отсрочках переводов платежей. В этот раз все взяли и отменили. Они (компании) давно выступают против агентств, пытаясь монополизировать рынок и замкнуть на прямые продажи. По всей видимости, это первый шаг», — пояснил источник на рынке знакомый с ситуацией.

«В июне глава «Технотура» известил нас, что не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства по платежам, то есть, фактически, признал свое банкротство. Исходя из этого мы приняли решение о прекращении с ним сотрудничества. Так что никакого заговора тут искать не надо», — поясняет Андрей Смолин, коммерческий директор компании «Водоходъ».

Отдельно стоит отметить и ситуацию с отсрочкой платежей.

«Главное правило агентства — переводить поступившие от туристов деньги оператору сразу, без промедления, и тем более не использовать их на покрытие своих расходов», — говорит Олег Зеленков, генеральный директор компании «Курс Тревел».

Но в «Технотуре», ссылаясь на свои обстоятельства, считают иначе.

«Мы считали себя частью системы, в которой действуют свои неформальные правила. Мы заплатили бы за туристов позднее», — заявлял ранее Терехов.

«Туроператоры грешат частными отменами, заменами, а подобрать новый тур для людей у которых, например, уже спланированы даты отпуска, сложно. Туристы приходят и требует деньги обратно. А если бы они уже были переведены, то как тут нужно было бы поступать. Почему то они (операторы) считают свои интересы главней других, и то, как поступать агентству в таких случаях их не интересует », — комментируют ситуацию коллеги по агентскому рынку.

«Человек (Терехов) публично признается в том, что нарушает закон. А именно: агентство, получив от клиента сумму за турпродукт, должно перевести его на счет туроператора, а не оставлять на покрытие своих расходов. Да, есть разные обстоятельства, и мы можем пойти на встречу. Но чем в итоге это заканчивается? Тем, что мы за проявленную уступчивость еще и получили обвинения в свой адрес», — добавляет Андрей Смолин.

Специалисты отмечают, что к такому финалу многолетней работы компанию привели, фактически, два главных обстоятельства. Это отсутствие финансового планирования и излишняя расточительность в плане скидок, которые предоставлялись туристам.

О скидках операторов для агентств, из которых затем выделялись скидки туристам, глава «Технотура», десять лет назад, говорил следующее.

«Я считаю, что это прямой интерес любого оператора — поощрять агентства, тем более, что общемировая практика туриндустрии предусматривает подобное разделение: оператор производит турпродукт, а агент продает. В свое время, когда я еще был экономистом в «Волга-Флот Туре» (ныне «Водоходъ»), мы делали скидки с суммированием, доходящие до 25%. Причем тогда как раз применялась схема, чтобы подобные скидки распространялись и в случае покупки через агентство, то есть чтобы агент не терял комиссию. Турагентства вынуждены продавать за полную стоимость, иначе придется работать «в минус», теряя комиссию. Я считаю, что это по меньшей мере неправильно, так как негативно сказывается на рынке продаж. Согласитесь, это не слишком корректно по отношению к агентам, имеющим обширные клиентские базы, вкладывающим свои средства в рекламу и продвижение продукта операторов. А если мы продаем за полную стоимость, то мы попадаем, мягко говоря, в неудобное положение перед туристом, который в такой ситуации не будет нам доверять. Мы просто рискуем потерять постоянного клиента из своей базы, и скорее предложим ему другой теплоход».

«Ситуация с комиссией от того же «Водохода» выглядит так: в разные период была от 8% до 13%, в разные моменты продаж, благодаря чему компания могла давать скидки партнерским фирмам и клиентам. Но сейчас «Водоходъ» дает только 5%. Но столько составляет и их скидка постоянного клиента — на чем же тогда компании зарабатывать?», — комментируют ситуацию специалисты.

«Чрезмерная скидочная политика может нанести компании не поправимый финансовый ущерб и поставить ее в незавидное положение, что мы сейчас и наблюдаем. Прося у компании скидку, турист, фактически, залезает в ее карман, то есть разоряет», — считает Александр Сахаров, генеральный директор компании «Инфофлот».

«Что же до финансового планирования и дисциплины, то во всей этой истории, это, пожалуй, главная причина случившегося. Многие любят заниматься любимым делом, и делают это очень хорошо. Но совмещать любимые занятия и ведение финансовых дел — это совершенно другое, тут любая ошибка, которую во время не исправить, в итоге может привести к непоправимым результатам», — заключает он.

«Для всего круизного рынка эта ситуация, конечно же, неприятная. И главная задача круизных компаний — минимизировать потери туристов. Каждый из операторов по-своему решает эту задачу, чтобы скандал не нанес губительный удар по всему рынку», — добавляет Андрей Смолин.

Далее по теме:

05.10.2016 — Умер генеральный директор туркомпании «Технотур» Константин Терехов

Возврат к списку