Вокзальчик тронется, панно останется: что ждет речной вокзал Барнаула

Уникальное панно из флорентийской мозаики, которая 30 лет украшала зал речного вокзала в Барнауле и было крупнейшим в СССР, будет сохранено, несмотря на то, что сам вокзал все же снесут. Чем ценна эта работа и что она из себя представляет?
Вокзальчик тронется, панно останется: что ждет речной вокзал Барнаула


Информация о том, что собственники части набережной и комплекса речного вокзала в Барнауле планируют снести его, чтобы построить на его месте элитный жилой комплекс, вызвала неоднозначную реакцию. Жители и представители общественности опасаются, что из-за строительства жилых домов на набережную попасть они теперь не смогут. Отдельное беспокойство было вызвано тем, что в ходе сноса здания речного вокзала могла быть уничтожена и  флорентийская мозаика, которая украшал помещение комплекса.

Как заявила начальник Управления Алтайского края по культуре и архивному делу Елена Безрукова, уникальное панноне пострадает и не будет уничтожено новыми владельцами объекта. «Здание речного вокзала было продано с обременением (это оформлено документально), и флорентийская мозаика не может быть разрушена собственниками здания», – заявила она.

По словам директора Колыванском камнерезного завода Николая Поднебесных, сохранить ее полностью и перенести в другое место не получилось из-за огромных размеров, поэтому центральную часть панно отправят в фонды Художественного музея Алтайского края, а остальные части отвезут в Колывань (Новосибирская область), сообщает «Алтайский строительный портал».

Панно «Труд и природа Алтая», выложенное во флорентийской технике из коргонского порфира, ревнёвской яшмы, белорецкого кварцита и мрамора, было изготовлено на заводе в 1984 году. Во время его создания это была самая большая по размерам флорентийская мозаика в СССР. Общая площадь панно составляет 46 квадратных метров.

Флорентийская мозаика выкладывается с учетом природного рисунка камня, который подчас сложно предугадать и подстроить под изначальную идею художника. Здесь нужно особое умение, талант, то, что камнерезы называют чувством камня. Работа над украшением здания велась многими мастерами живописи и скульптуры под руководством главного художника Барнаула Георгия Леонидовича Алексеева, писала газета «Вечерний Барнаул» в 2013 году.

Вторая причина, по которой панно можно назвать уникальным, – оно собрано из всех твердых поделочных камней Алтая. Кстати, в древней Флоренции, где зародилась эта мозаичная техника, со слишком твердыми камнями работать никто не рисковал. Однако алтайские мастера не искали легких путей. Твердость камней, собранных в мозаике, – семь единиц. Это такая твердость, при которой камень может обрабатываться лишь инструментами с алмазным напылением, как уточняют специалисты.

Флорентийское панно примечательно еще и тем, что оно несколько отходит от норм искусства соцреализма. С одной стороны, название «Труд и природа Алтая» наталкивает на мысль об идеологии, но, присмотревшись, понимаешь: тут что-то не то. Допустим, юноша у пахотных земель олицетворяет труд Алтая, но при чем тут птицы, летящие позади?.. Тогда девушка – это природа, за которой одни лишь рыбы и почему-то пароходы.

«Изначально автор назвал свою работу «Союз Земли и Воды». Девушка, по задумке автора, олицетворяет Обь, а юноша — алтайские земли», — поясняет директор музея Колыванского камнерезного завода Ольга Панина. Почему картину пришлось переименовать — загадка. Возможно, сыграла роль идеология, а возможно, автора смутило знатное соседство с известным живописцем Рубенсом, у которого есть одноименное полотно.
Возврат к списку