Как теплоход «Серго Орджоникидзе» превратился в «Титаник»

Имя Серго Орджоникидзе давно ушло в историю. Также произошло и с трехпалубным теплоходом проекта 588, названным в его честь и спущенным на воду в 1960 году. Сейчас мало кто вспомнит о печальной судьбе судна в конце его речной биографии. Имя Серго Орджоникидзе давно ушло в историю. Также произошло и с трехпалубным теплоходом проекта 588, названным в его честь и спущенным на воду в 1960 году. Сейчас мало кто вспомнит о печальной судьбе судна в конце его речной биографии.

Летом 1960 года, на судоверфи Mathias-Thesen-Werft в немецком городе Висмар был спущен со стапелей теплоход, названный в честь Григория Константиновича Орджоникидзе. После постройки теплоход «Серго Орджоникидзе» поступил в Московское речное пароходство. Ничего примечательного в последующие годы в жизни судна не было. «Орджоникидзе» с «Иваном Сусаниным» и «К. Э. Циолковский» возил советских трудящихся по Волге и Неве, Дону и Каме.

Тихая и спокойная жизнь, длившаяся более тридцати лет без происшествий, закончилась в начале июля 1992 года. Во время очередного рейса из Москвы в Санкт-Петербург, когда теплоход следовал по Ладожскому озеру с Валаама в Северную столицу, на его борту вспыхнул огонь. В этом время судно находилось в районе Шлиссельбурга, поэтому на помощь пассажирскому судну пришло много находившихся рядом судов. Случись пожар раньше, в озере, то судьба пассажиров и команды «Орджоникидзе», возможно, была бы печальна. К счастью обошлось без человеческих жертв.

Наиболее полно о тех событиях можно узнать из статьи, опубликованной в газете «Водный транспорт». Приведем выдержки оттуда:

«...Пожар вспыхнул на трехпалубном теплоходе «Серго Орджоникидзе» 3 июля 1992 года, около 22 часов вечера, когда судно пересекало Ладожское озеро возле маяка Кареджи. На борту было 119 туристов, а всего на теплоход было 173 человека.

Началось в машине: над трещиной отсечного топливопровода, у самого маховика двигателя, появился фонтанчик солярки, его увлек воздушный поток всасывающего коллектора, смесь в цилиндрах переобогатилась, раздался хлопок, приемная сетка коллектора вылетела, и над мотором показался огонь. Пламя полыхнуло распыленным топливом в коллекторе, ухватило фонтанчик над топливной трубкой и завыло от восторга - средняя и правая машины исправно работали, сбрасывая излишек солярки в общую магистраль. Под давлением 0,5 атмосферы.

Очень быстро после доклада о пожаре в ходовую рубку механик и двое его коллег по команде вылетели из машинного отделения, ничего не сумев исправить - огонь и дым сожгли там воздух и раскалили все остальное.

В 22.30 горящий теплоход стал против ветра и бросил носовые якоря возле банки Железница.

Пламя через раскаленную кормовую переборку и потолок прошло в кормовой кубрик команды и в сушилку белья на главную палубу, из негерметичных дверей машинного отделения языки огня тянулись к кормовому трапу. Вырубилось питание основных пожарных насосов, затихли пожарные брандспойты.

Вскоре аварийная партия с подошедшего грузового теплохода провела разведку очага в каютах экипажа. Через несколько минут в машинное отделение «Орджоникидзе» полетела пена, в кубрик команды и надстройку полилась вода из систем тушения грузового судна.

К утру 4 июля возле горящего теплохода перебывало 12 судов: сначала заливали огонь, потом откачивали воду.  Пламя удалось удержать в кормовой части судна, но там оно успело пройтись по главной, второй и третьей палубе. Обожгло 6 кают и кубрик экипажа, кают-компанию, помещение музыкального салона, 18 кают пассажиров. Лишь после этого очаг удалось локализовать...».

После происшествия судно было отбуксировано в Хлебниковский затон, где базировался флот Московского речного пароходства. Здесь судно простояло вплоть до осени 1996 года. Но ранее, в 1994 году, на его борту прошли съемки музыкального клипа группы «Наутилус Помпилиус». Выгоревшие коридоры и пролеты идеально легли в видеоряд композиции «Титаник».

В ноябре 1996 года история судна «Серго Орджоникидзе» подошла к концу. Вводить в эксплуатацию пострадавший теплоход было нерентабельно – требовался значительный ремонт всего судна, что подразумевало значительные финансовые затраты владельца. В итоге взятый на буксир теплоход в последний раз проследовал по Каналу Москвы, Рыбинскому водохранилищу и закончил свои дни у причала судоразделки в Череповце.

На фото: теплоход на Валааме за несколько часов до пожара, 3 июля 1992 года и последствия пожара, 4 июля 1992 года.

Возврат к списку