Каспий преткновения: почему Россия, Иран, Туркмения, Казахстан и Азербайджан не могут поделить море

13 июля в Казахстане завершился очередное заседание совета министров иностранных дел стран «прикаспийской пятерки» — России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркмении. Мероприятие, которое проводится уже почти двадцать лет, и в этот раз завершилось безрезультатно: достичь договоренностей в вопросах по урегулированию правового статуса Каспия снова не удалось.
Каспий преткновения: почему Россия, Иран, Туркмения, Казахстан и Азербайджан не могут поделить море


13 июля в Казахстане завершился очередное заседание совета министров иностранных дел стран «прикаспийской пятерки» — России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркмении. Мероприятие, которое проводится уже почти двадцать лет, и в этот раз завершилось безрезультатно: достичь договоренностей в вопросах по урегулированию правового статуса Каспия снова не удалось. Несмотря на то, что в итогов релизе встречи отмечался значительный прорыв в переговорах и шла  речь о том, что проект конвенции о Каспии уже на 90% готов, все портят 3 вопроса, из-за которых страны не могут договориться.

Первый — это аспекты разграничение дна моря. Пока речь идет о том, что каждой стране отводится 15 миль территориальных вод и еще на протяжении 10 миль она получает исключительное право на вылов морских биоресурсов. Наибольшую проблему составляет разграничение секторов дна Каспия, на котором, по разным оценкам, залегает от 10 до 40 миллиардов баррелей нефти и порядка 5,6 триллиона кубометров газа, отмечает «Российская газета».

Второй — это вопрос прокладки по дну Каспия. Транскаспийского газопровода, по которому туркменский газ должен транспортироваться в Европу в обход России. За его строительство ратует Туркменистан и ЕС, против выступает Россия. Туркмения уверена, что право на прокладку инфраструктуры должно принадлежать исключительно странам, через акваторию которых будет проходить трубопровод. В то же время Россия и Иран настаивают, что принятие решений по любому проекту должно осуществляться с согласия всех пяти стран, продолжает «Коммерсантъ».

Еще одна проблема — вопрос транзита. Связь Каспийского моря с Мировым океаном возможна только через внутренние воды России — Волго-Донской канал. Но его пропускная способность ограниченна, поэтому Россия ранее ввела квоты для других стран-участниц по проходу через канал, те же хотят обеспечить неограниченный транзит и закрепить это в конвенции.

Другую проблему прокомментировал иранский министр Мохаммад Джавад Зариф, назвав «одним из важнейших спорных вопросов» разграничение акватории. Помимо делимитации дна Каспия, есть и проблема прохода военных кораблей. Россия настаивает на уведомительном порядке, тогда как некоторые участники переговоров предпочли бы разрешительный.

Но тем временем президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О ратификации протокола между Казахстаном и Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспийского моря». Документ закрепляет правовые основы деятельности двух стран в совместной разработке недр дна северной части Каспия: на структуре «Курмангазы» (Кулалинская) в Казахстане, структуре «Центральная» и месторождении «Хвалынское» в России, сообщает «Независимая газета».

Возврат к списку