Как прошла навигация 2019 года на теплоходе «Генерал Лавриненков»
— Самый главный итог навигации для любого пассажирского судна — это отсутствие происшествий и брака в работе с туристами. Именно так мы и отработали. Туристы остались очень довольны круизами, совершёнными на борту нашего судна.
В этом годы мы стартовали первыми: 24 апреля приняли на борт пассажиров, смешанную группу российских и немецких туристов, и на следующий день 25 апреля уже вышли в рейс на Москву с заходом в Астрахань. 6 рейсов совершили на линии Москва — Санкт-Петербург — Москва, а с августа месяца стали работать на линии Москва — Астрахань — Москва. Судно было зафрахтовано швейцарской фирмой Reiseburo Mittelthurgau, поэтому пассажиры у нас были все из Швейцарии, кроме первого и последнего рейса, когда возвращались уже в Ростов-на-Дону.
С этой компанией наш теплоход работает уже не первый год. Судно еще в 2015 году переоборудовали под вкусы иностранных гостей по стандартам Reiseburo Mittelthurgau. В цветовой гамме пассажирских кают и салонов преобладают бежевые тона. Правда корпус теплохода пришлось покрасить в непривычный для реки коричневый цвет, но это тоже стандарт швейцарцев. Многие их суда, работающие на европейских реках, окрашены точно в такой же цвет.
— С какими сложностями столкнулись на Волге?
— В первую очередь — это прохождение мелководного участка от Нижнего Новгорода до Городца. Здесь очень важно вовремя отойти из Казани, выдержать скорость движения от Казани до Нижнего Новгорода, быстро высадить пассажиров на берег в Нижнем Новгороде, где их ждут уже экскурсионные автобусы и без задержек начать движение в сторону Городецкого гидроузла.
Пока гостям проводят полноценную экскурсию по старинному городу, судно без пассажиров следует по лимитирующему участку и причаливает в Городце в межшлюзовом бьефе у пристани Галанино, где глубины уже позволяют следовать по реке дальше, уже не оглядываясь на график попусков воды через Горьковскую ГЭС.
Другая проблема связана с экскурсионным обслуживанием туристов на берегу. Вернувшись на Волгу, мы столкнулись с дефицитом экскурсоводов со знанием языка, особенно остро это ощущается в городах, расположенных ниже Нижнего Новгорода. В Саратове, например, гидов со знанием немецкого языка хватает чтобы обслужить только одно судно. Мы как-то шли в паре с «Михаилом Литвиновым» и они попросили нас подойти к причалу на 1,5 часа позже, чтобы не было накладок с переводчиками.
Понятно, что на линии Москва — Санкт-Петербург система обслуживания туристов на берегу, работает как часовой механизм. Ведь в последнее время основная масса пассажирского флота работала именно на этой линии. Наши судовые гиды здесь выполняют функции лиц, сопровождающих группы, и следят чтобы никто из туристов не заблудился и не отстал от судна, увлёкшись чем-нибудь необычным. Думаю, что развитие туризма на южных маршрутах быстро внесет нужные изменения в системе обслуживания пассажиров и на этом участке.
— Чем ваше судно отличается от других теплоходов компании «Донинтурфлот» кроме отделки пассажирских кают и салонов?
— Каждое судно имеет свою изюминку, которая отличает его от других судов своей компании или конкурентов. Для нашего теплохода характерны повышенные требования к уровню обслуживания пассажиров. Наших судовых поваров обучал премудростям швейцарской кухни и тонкостям обслуживания гостей шеф-повар из Швейцарии.
— Как происходит встреча туристов на борту судна?
— Встречаем караваем и русской народной музыкой в исполнении наших музыкантов, одетых в национальные одежды. Церемонии встречи туристов уделяется много внимания. И это можно встретить не только на наших судах, но и везде в российских круизных компаниях. Нам доводилось изучать опыт работы европейских круизных компаний, в частности на речном теплоходе Swiss Crown. Там к туристам просто вышли матросы и помогли занести чемоданы. И всё. Российское радушие — вне конкуренции. Справедливости ради надо заметить, что процедура встречи гостей на судах, работающих с российскими туристами, не проводится с таким размахом как в случае с иностранными гостями.
— Двойное название судна: «Генерал Лавриненков» и Excellence Katarina — это тоже особенности европейского круизного рынка?
— Да, на европейском круизном рынке наше судно известно как Excellence Katharina и занимает лидирующее место среди речных лайнеров компании Reiseburo Mittelthurgau. Лайнеры этой компании носят такие же созвучные названия: Excellence Queen, Excellence Princess и т.д. Я когда приветствую или провожаю туристов, то использую второе, круизное, название судна. А «Генерал Лавриненков» — это название используется для судоходства.
— Юрий Анатольевич, расскажите немного о себе. Как вы выбрали такую профессию и что привело на пассажирский флот?
— Поступил в 1982 году в училище речного флота. В 1984 году попал на первую практику, на грузовое судно. На следующий год попал на пассажирский теплоход «Дон» 305-го проекта к капитану Долгушину Валерию Николаевичу. После армии, в 1988 году, вернулся на это же судно, которое к тому времени сменило название на «Виталий Закруткин». С тех пор я на пассажирском флоте постоянно, если не считать вынужденного перерыва, когда «Виталий Закруткин» был продан пароходством в начале 90-х годов, а его экипаж попал под сокращение.
Следующим судном стал «Максим Литвинов». На этом судне я дошел до старпома. Осенью 2008 года генеральный директор «Донинтурфлота» Александ Иванович Тараненко, с которым вместе довелось поработать на «Литвинове» и «Закруткине», отправил меня в Херсон принимать пассажирский теплоход «Генерал Лавриненков» уже в качестве капитана. С тех пор я и работаю на этом судне, вот уже 11 навигаций.
— Кого из членов экипажа можно считать старожилами?
— Вместе со мной всё это время на судне работает старший помощник Андрей Петрович Брылёв. Чуть позже, в 2010 году, присоединился к нашему экипажу механик Олег Михайлович Калинин. С приёмки работает в составе экипажа и старший электромеханик Хомяков Дмитрий Викторович. Из костяка экипажа конечно же нужно отметить старшую проводницу Кренжелок Сталину Ивановну. С самого начала работает на судне и директор круиза Андрей Иванович Брежнев.
— А молодёжь? Как часто появляются новые лица в экипаже? Есть ли на судне практиканты?
— Приходят и молодые ребята на судно. Георгий Бычков, в прошлую навигацию работавший третьим штурманов, в эту навигацию вышел уже вторым. В этом году пришел на судно рулевым Роман Бекряшов, выпускник Великоустюгского училища, с 1 ноября уже назначен третьим штурманом. В следующую навигацию уже будет младшим командиром. Есть у нас и практиканты. В эту навигацию были ребята с Великого Устюга и Рыбинска. Ростовчан в этот раз не было. К сожалению, не особо они рвутся на речной флот, всё больше стремятся попасть на морские суда.
— Юрий Анатольевич, чем будет заниматься экипаж «Генерала Лавриненкова» в межнавигационный период?
— Отдыхать и готовить судно к новой навигации, ведь нам опять придётся открывать навигацию. Серьёзных работ не предвидится. Перечень необходимых профилактических работ для механизмов и ремонтных работ по помещениям уже составлен. Что-то выполним своими силами, на какие-то работы компания будет приглашать береговых специалистов.