Otdykh Leisure 2014: что ожидать круизным туристам в будущем году

Otdykh Leisure 2014: что ожидать круизным туристам в будущем году
Осень в туристической сфере в этом году началась рано – ещё в середине лета. К началу сентября листопад был в самом разгаре, но только «осыпающимися листьями» стали разнообразные туристические компании и агентства. На этом фоне 16 сентября 2014 года в Москве открылась 20-я международная туристическая выставка ОТДЫХ LEISURE.

О выставке

В мероприятии участвуют российские и зарубежные компании, занимающиеся как выездным, так и внутренним туризмом. А также представительства по туризму зарубежных стран, состав которых неизменен и кочует с выставки на выставку: Вьетнам, Египет, Китай, ОАЭ, Турция и другие. Российские участники были предоставлены как по регионам (центральные области, Поволжье, Сибирь), так и по видам отдыха – от гостиниц и санаторно-курортных комплексов до компаний, занимающихся организацией различных туров на местах – от Архангельска до Байкала. По оформлению стендов было хорошо видно, какие регионы вкладываются больше всего в создание своего туристического лица, а какие присутствуют ради присутствия. Отдельно, в самой проходной зоне у WC, был предоставлен и Крым с его гостиницами и пансионатами. Сферу речных круизов в этом году на выставке представляли несколько компаний, среди которых «Водоходъ», «Гама», «Инфофлот», «Мостурфлот» и «Помор-Тур». Речные круизы по Европе были представлены у «Инфофлота» – круизы по Рейну, а на стойке «Cruiseline» по Рейну и Дунаю – от немецкой круизной компании «TransOcean Kreuzfahrten». Морские круизы – от компаний «Атлантис Лайн», «Круизный дом МК», «ST. Peter Line».

На злобу дня

Какие вопросы будут задавать выступавшему в первый день работы выставки руководителю Ростуризма Олегу Сафонову – предугадать было несложно. Вне рамок выставки представители туриндустрии обсуждают три основных вопроса на злобу дня: «кто следующий?», «кто виноват?» и «что делать?».

Угадать, кто следующий, практически невозможно: ещё днём компания уверяет, что всё хорошо и замечательно, и спокойно собирает деньги. А уже вечером, через сайт, заботливо извещает клиентов и партнёров, что ввиду сложной ситуации компания вынуждена прекратить работу, о чём, конечно, сожалеет, но не более того. Партнёрам остаются долги, туристам – испорченный отдых.

На вопрос «кто виноват?» у туристического сообщества ответ уже сформировался: государство. Большинство считает, что происходящее на рынке носит искусственный характер, такими действиями расчищается рынок для определённых компаний и целенаправленно идёт попытка испортить имидж отдыха, спокойного и дешёвого, за рубежом для переориентации на внутренний туризм.

Единственный вопрос, на который ответ пока так и не найден: что делать дальше? Пока большинство представителей туротрасли занимает выжидательную позицию, другие же действуют согласно принципам известного анекдота: если ничего не можешь изменить, то расслабься и получай удовольствие.

Не нужен вам берег турецкий: Welcome to Russia

Хотя эти вопросы напрямую руководителю Ростуризма заданы не были, но Олег Сафонов, в рамках своего выступления, ответил на них сам. В первую очередь он обозначил, кто виноват: исключительно вы (компании) сами. То, что происходит на рынке, это результат именно вашей работы, неумения просчитывать ситуацию и оперативно реагировать на изменения рынка, политической и экономической ситуации. Это же относится и к вопросу о том, кто уйдёт следующим. Никакого влияния государства тут нет, и мы (Ростуризм) также не знаем, кто завтра уйдёт, а кто останется.

Как пояснил Сафонов, основная причина кризиса на рынке – это переизбыток компаний и предложений, в результате чего предложение сильно превышает спрос. А основная проблема компаний в том, что туроператоры планировали свою работу исходя из постоянного роста рынка, не задумываясь о том, что ситуация может резко измениться. А в этом году, в силу ряда причин экономического и политического характера, рост рынка прекратился и выстроенная пирамида начала рушиться.

Оценивая ситуацию в целом, глава Ростуризма отметил, что не видит в происходящем катастрофы. Да, падает рынок выездного туризма, но взамен ему идёт рост внутреннего. Поэтому было бы хорошо, чтобы компании не уходили с рынка, а переориентировались с зарубежных курортов на российские. Сидевшая по левую руку от Сафонова министр курортов Крыма Елена Юрченко всем видом показала, что мнение министра она полностью разделяет. Разделяют надежды на рост рынка внутреннего туризма и российские круизные компании.

Круизы и компании

Как заявила Светлана Гончарова из компании «Мостурфлот», основная цель присутствия компании на выставке – напомнить российским туроператорам о том, что рынок речных круизов в России стабилен и прочен. «Ввиду последних событий на рынке выездного туризма мы надеемся, что многие компании переориентируются на Россию, в том числе на речные круизы. Поэтому хотели бы показать свои лучшие предложения и лишний раз заявить о себе», – поясняет Светлана Гончарова. «Наша компания участвует не во всех выставках. Кроме того мы отлично понимаем, что без комплекса мер по созданию и продвижению турпродукта простое присутствие на выставках ничего не даёт. Но не воспользоваться сегодняшней ситуацией было бы непозволительно», – резюмирует Гончарова.

Её мнение разделяет и представитель компании «Водоходъ» Андрей Смолин. «Мы участвуем в этой выставке первый раз. Чего ждать по её итогам, пока сложно предположить. По отзывам партнёров, в этом году мероприятие получилось слабее, чем в прошлые годы. Но, опять же ввиду известных событий, отдача от участия может быть очень заметной для нас и наших коллег», – поясняет Смолин.

Участвующие в выставке компании «Водоходъ» и «Мостурфлот» выступают тандемом: у них один общий стенд и одна новая программа. Компании объединили часть своих круизных судов по общим опциям: комфортабельные четырёхпалубные суда с уровнем сервиса выше среднего, условно отвечающие европейскому уровню «три звезды». «Это сделано специально для того, чтобы компании, работающие с зарубежными курортами, где звёздность давно и чётко означает определённый набор услуг и отражает степень комфорта, могли бы без проблем ориентироваться и в российском речном туризме», – говорит Светлана Гончарова из «Мостурфлота».

Компания «Инфофлот» в этом году представлена не отдельным стендом, а в блоке Самарской области. Среди заявленных предложений – круизы на Новый год по Рейну и круизы на трёхпалубных судах компании. «Ввиду того, что продажи круизов на будущий год идут уже с лета, не участвовать в выставке мы не можем», – поясняет Андрей Михайловский из «Инфофлота». «Но в то же время мы не расцениваем данное мероприятие как важное и ценное для нашего турпродукта, поэтому мы выставляемся только на стенде одного из регионов, где работаем. Что касается работы компании с выставками в общем и целом, то для нас имеет существенный интерес только одна, проходящая в Москве – международная туристическая выставка MITT. Заявлять и напоминать о себе российским компаниям мы стараемся путём активного участия в региональных выставках, на местах», – заключает Михайловский.

В компании «Помор-тур», работающей с пароходом «Гоголь» на Северной Двине и выставляющейся в блоке Архангельской области, сообщили, что «Гоголь» всё же будет работать как круизное судно. Ранее на сайте компании сообщалось о том, что ввиду сложной ситуации с водой в Северной Двине «Гоголь» в круизы больше не выйдет, а работать он будет только на коротких прогулочных рейсах из Архангельска. «Точно, что в следующем году один рейс, по высокой воде, «Гоголь» всё же совершит, но в остальном только прогулочные непродолжительные рейсы», – добавил представитель компании.

Выставка, проходящая в выставочном центре «Крокус Экспо» в Москве, продлится до 19 сентября. Посетить её свободно можно будет в последний день работы.
Возврат к списку