Почему за 13 лет сторожевой корабль «Дружный» так и не стал частью музея ВМФ

В середине марта 2016 года в Москве начались работы по утилизации сторожевого корабля «Дружный», который осенью 2003 года доставили в Москву с перспективой включить его в состав экспозиции создававшегося тогда музея ВМФ. Музей в итоге в столице появился, но занять там место «Дружному» так и не было суждено. Почему же так получилось?

Для начала посмотрим, что представляет собой «Дружный». Это корабль проекта 1135, построенный в 1975 году в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», относящийся к типу сторожевых кораблей, с 1970 года состоящих на вооружении военно-морского флота.

Всего в серии было построено 17 судов, получивших названия «Беззаветный», «Безукоризненный», «Бдительный», «Бодрый», «Деятельный», «Доблестный», «Достойный», «Дружный», «Задорный», «Ладный», «Порывистый», «Разумный», «Разящий», «Ретивый», «Свирепый», «Сильный» и «Сторожевой». Их строительство велось на 3 судостроительных заводах с 1968 по 1980 годы. В настоящее время в строю находится только один корабль — «Ладный».

Сторожевой корабль «Дружный»
«Дружный» в 80-х годах. Фото: журнал «Морской сборник».


«Дружный» был построен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» и принят в эксплуатацию в сентябре 1975 года. В апреле 2002 года он был выведен из состава Балтийского флота ВМФ России, а затем поставлен на «Янтаре» под переоборудование в культурно-развлекательный комплекс. 10 ноября 2003 года, после почти двух месяцев перегона, судно было ошвартовано у причала Портхладокомбината на территории Северного речного порта (Химкинское водохранилище). На два месяца раньше в столицу пригнали и другой экспонат музея — подводную лодку «Новосибирский комсомолец», ошвартованную там же в начале сентября 2003 года.

Перегон «Дружного» по Каналу имени Москвы. Ноябрь 2003 года. Фото: Михаил Архипов

Сторожевой корабль «Дружный»

Сторожевой корабль «Дружный»

Примечательно, что планы по размещению будущего музея ВМФ в Москве предусматривали, что он будет расположен в районе Парка Горького в центре столицы, у Андреевского пешеходного моста, а не на окраине, как сейчас — в Северном Тушино. Но этому помешали сразу несколько обстоятельств. Во-первых, требовались значительные работы по обустройству территории для размещения объектов, на которые нужно было немалое финансирование. К тому же, если доставить туда подлодку проблем не было, то чтобы провести «Дружного» его требовалось почти полностью разобрать. Да и Минобороны, недалеко от здания которого на Фрунзенской набережной хотели разместить плавучий музей, поддерживать проект не захотело.

Сторожевой корабль «Дружный»

А тем временем в акватории Химкинского водохранилища, со стороны Тушино, началось обустройство музея. И уже летом 2005 года подлодка заняла там место. А вот «Дружный» так и остался на другом берегу. Помешало этому вот какое обстоятельство. Корабль был куплен частным лицом, неким любителем флота и меценатом, который хотел якобы передать его бесплатно в состав музея. Но сделать этого не успел — погиб в ДТП. А его вдова по каким-то причинам не стала передавать судно в музей. То ли о цене не договорились, то ли были другие причины.

Тем не менее один «рейс» корабль все-таки сделал. В конце июня 2008 года его арендовали на одну ночь под проведение корпоративного праздника, который прошел в духе пиратской вечеринки. Двумя буксирами «Дружного» оттащили от причала Портхладокомбината и передвинули к центральному причалу Северного речного вокзала Москвы, где он простоял 12 часов, а затем был таким же путем поставлен на место.

А позже, когда музей уже заработал и пополнился новыми экспонатами родился проект переоборудования «Дружного» в плавучее казино. Но и тут не повезло, хотя как сказать: начать работы помешал запрет азартных игр в России, введенный летом 2009 года. Поэтому в 2010 году корабль был выставлен на продажу по цене почти в 300 млн рублей. Но покупателей так и не нашлось. За пять лет цена на корабль снизилась в два раза: в 2015 году она составляла уже 120 млн рублей и перспективы быть проданным на разделку стали как никогда очевидны.


Сторожевой корабль «Дружный»
«Дружный» у причала Портхладокомбината. Июль 2008 года. Фото: Михаил Архипов

Сторожевой корабль «Дружный»
«Дружный» у причала Портхладокомбината. Май 2012 года. Фото: Михаил Архипов


Но поставило точку в страданиях корабля и мучениях его нечаянных владельцев решение по обустройству территории бывшего Портхладокомбината под офисно-жилую застройку. Согласно планам работы всю набережную нужно было очистить от пришвартованных там судов. В их числе оказался и «Дружный». Его владельцы - «Морской клуб «Звезда» - пытались перегнать корабль на другой причал, к Северному речному вокзалу, но в этом им было отказано.

И если все 13 лет, которые корабль  простоял в Москве, его перспективы были все время не ясны, то теперь они вполне очевидны. После того, как судно частично разберут, то в день начала навигации на Канале Москвы — а в этом году она начнется 24 апреля, «Дружный» отбуксируют в Белый Городок, расположенный на Волге в Тверской области, где окончательно разделают на металл.

Сторожевой корабль «Дружный»
«Дружный» у причала Портхладокомбината. Апрель 2016 года. Фото: Ирины Панфиловой


Далее по теме:

25.04.2016 — Сторожевой корабль «Дружный» покинул Москву навсегда: как провожали корабль в последний путь

Возврат к списку