Главные события 2014-го и прогнозы на 2015 год

Главные события уходящего, 2014 года, и прогнозы на 2015 год — в специальном итоговом обзоре, подготовленным Cruiseinform.ru.


УШЛИ НЕ ПРОЩАЯСЬ

В 2014 году с круизного рынка ушли сразу 5 круизных компаний, многие из которых работали не один десяток лет. Так, в июне прекратил работу «Вояж», а месяц спустя, также со скандалом, ушел «Речтурфлот». Обе компании работали на рынке еще с начала и середины 1990-х годов. Скандалом отмечено и банкротство «Самарских путешествий» в августе. На этом фоне незаметным оказался отход от дел еще астраханской компании «Стрелец-V» и  «Русского альянса». Первая компания с 2001 по 2013 годы работала с теплоходом «К. А. Тимирязев». Вторая с 2004 года начала круизы из Москвы на «Владимире Мономахе», а с 2009 года перебазировалась в Ярославль, где работала с двухпалубными судами «Федор Абрамов», «Герой Ю. Гагарин», «Герой Александр Головачев» и «М. В. Ломоносов».

Уход вышеназванных компаний снижает риск будущих туристов нарваться на нечистоплотные действия и остаться без денег и отдыха, как это в случае первых трёх компаний, предлагавших заведомо мифические рейсы и наносивших сильный удар по работе других компаний.


НЕ ВСЯКИЙ ТУРИСТ ДОПЛЫВЕТ ДО СЕРЕДИНЫ ДНЕПРА

В 2014 году свернула работу украинская компания «Червона Рута», занимавшая эксплуатацией четырех пассажирских судов на Днепре и Черном море, среди которых четырехпалубные «Генерал Ватутин», «Звезда Днепра», «Принцесса Днепра». Оставшись без загрузки российскими и зарубежными туристами, которые составляли основу клиентской массы, на фоне отсутствия внутреннего спроса компания была вынуждена прекратить деятельность. В работе был задействован только теплоход «Фиделео», который эксплуатировался на Дунае.

Никакого улучшения ситуации не предвидеться. А с учетом того, что между российскими компаниями и «Червона рутой» возникли еще и финансовые разногласия, из-за не возвращенной украинской стороной предоплаты за несостоявшиеся круизы в 2014 году, надеяться на скорую нормализацию отношений сейчас смысла не имеет.


НА ВОЛНЕ КАК НА ВОЙНЕ

Открытие в июле арт-центра «Корабль Брюсов», расположившегося на борту теплохода «Валерий Брюсов», стало одним из главных событий лета в Москве. На месте гостиничных номеров — студии и магазины, ресторан и караоке — под кафе и коворгинг. Проект моментально набрал популярность. Успешный опыт с «Брюсовым» мог бы дать шанс и другим судам, вычеркнутым из работы, но кампания столичных властей по борьбе с дебаркадерами поставила на планах крест. Конечно, не за претензии к качеству блюд греческой кухни Sito или барбершопу Briolin, а из-за давних счетов к владельцу судна. Первое закрытие в сентябре, повторное в октябре, и в декабре постановление суда «...об отказе в удовлетворении ходатайства о досрочном прекращении приостановления деятельности...».

Единственным положительным моментом в операции по зачистке акватории реки Москвы стало то, что набережные в центре столицы действительно стали свободными и чистыми. Сколько это продлится — неизвестно, но «Корабль Брюсов» организаторы пообещали открыть весной. Если, конечно, получится.


ЕСЛИ В ВОЛГЕ НЕТ ВОДЫ...

Проблема воды внезапно стала актуальна в 2014 году на Волге. Еще в мае были введены ограничения по проходу для четырехпалубных судов, с конца июля — и для трехпалубных. Классическое «Старожилы не припомнят» к ситуации не подходило. Старожилы как раз припоминали, что подобное происходило в 1996 году. А вот на извечные вопросы «Кто виноват» и «Что делать» ответить было сложнее. Точнее, кто виноват — понятно было сразу. И природа, и человек. Природа в том, что не обеспечила достаточный снеговой запас зимой, человек — за то, что воду с верхневолжских водохранилищ сбрасывали в интересах энергетиков, а не судоходных компаний. Круизные операторы злись, в бессилие генерируя энергию не хуже всего каскада волжских водохранилищ, но сделать ничего не могли. Навигация закончилась также, как и началась: с согласованного прохода целой флотилии судов под специально данную воду. А многие теплоходы остались зимовать не там, где обычно.

Прогнозы по воде на следующую навигацию достаточно однозначные: 50% что проблем не будет, 50% — что возникнут. При чем, надежды больше на природу, чем на энергетиков. Впрочем, ряд компаний уже переиграл зимнюю расстановку флота, отправив часть теплоходов зимовать в Москве, часть в Петербург.

Единственное, чем душу успокоить — в 2015 году запланирован ввод в эксплуатацию гидроузла в Кузьминках на Оке. Благодаря река наконец-то может стать доступной для круизных судов в течении всего лета, а не только месяц, с конца апреля по конец мая.


ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

В 2014 году с российскими компаниями занимающимися въездным круизным туризмом прекратили работу несколько зарубежных операторов: интерес интуристов к России был потерян. В результате упала загрузка судов, и как следствие, часть из них прекратила работу еще в 2014-м, а часть не выйдет в 2015 году.

Как заявили осенью представители некоторых компаний, для российских туристов в навигацию 2015 года выделено гораздо больше судов, чем в предыдущие годы. Правда, есть опасения, что как бы не занимались компании самовнушением, весной могут остаться в затонах многие из тех судов, что были анонсированы для российского рынка. Впрочем, у других компаний есть реальный шанс исполнить многолетнюю мечту и поработать с освободившимся четырехпалубным судном.


ОЙ, ДВИНА, ДВИНА, ЗА ВОЛНОЙ ВОЛНА...

Много новостей в этом году было связано с Архангельском, Северной Двиной и Соловками. Так, из-за банкротства «Речтурфлота» сократилось количество предложений круизов из Москвы на Соловки, а запуск линии Архангельск — Соловецкие острова так и не состоялся. Кроме того, прекратились круизы по Северной Двине на пароходе «Н. В. Гоголь» — со следующего года только корпоративные поездки и небольшие прогулки-банкеты. Летом 2014 года Северную Двину покинуло и последнее пассажирское судно «Адмирал Кузнецов», проданное в Москву.

На следующий год вновь планируются прямые рейсы из Москвы до Архангельска и Соловецких остров, с частичным проходом по Северной Двине. Организатором выступает компания «Экспресс-тур» и надежда, что они состоятся, пока есть. Кроме того, запланированы новые стоянки на реках и морях: все тот же «Экспресс-тур» пройдет по Азовскому и Черному морю до Керчи, а «Инфофлот» наконец-то покорит Вятку, поднявшись до Кирова. Запланированы открытия новых стоянок на Каме и Волге — в Татарстане и Ярославской области.


НОВОЕ И ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

2014 год знаменателей тем, что впервые с начала 90-х годов было построено два новых пассажирских судна, предназначенных для работы в России. В Хорватии построили Volga Dream II, а в Рыбинске — «Танаис». Есть и и другие новости: так в Архангельск и Астрахань поступили новые речные пассажирские суда, построенные в Москве и Зеленодольске, которые будут работать на местных линиях. А в Иркутской области восстановили для работы колесный пароход «Красноярск».

Раньше 2016 года выхода «Танаиса» и «Волга Дрим II» в эксплуатацию можно не ждать, да и то, наши туристы останутся на на берегу, так как теплоходы не рассчитаны на российскую аудиторию. Зато в 2015 году планируется выход в работу судов, которые предыдущие навигации  пропустили. Например, «Дмитрия Фурманова», «Владимира Маяковского» и «Павла Бажова».


ПРОВАЛ ПО ВСЕМ ПОРТАМ

В минувшем году, руководство пассажирского круизного порта «Морской фасад» в Санкт-Петербурге заявило, что с учетом падения круизного пассажиропотока, а также не слишком позитивных перспектив с обслуживанием пассажирских судов, была начата работа по переводу статуса пассажирского порта в грузопассажирский. Но в тоже время дела в Петербурге в разы лучше, чем в Сочи, где представители порта также сигнализировали о ряде проблем с развитием круизной сферы.

Прекращение летом работы круизного туроператора «Экспо-Тур» с лайнером Adriana на Черном море, а также логичный срыв традиционных новогодних праздничных программ на Балтийском море, вкупе с печальной историей открытия первой круизной линии по Черному морю на судне «Изабелла 1», ярко показал, что в морском круизном секторе дела гораздо хуже, чем на реке.

В 2015 году запланированы круизы из Сочи на лайнерах круизной компании MSC Cruises, а жителей и гостей Северной столицы продолжит обслуживать паромная компания St.Peter Line.
Возврат к списку