Беспокойная судьба «Тихого Дона»: как и куда за 40 лет судьба заносила теплоход

Беспокойная судьба «Тихого Дона»: как и куда за 40 лет судьба заносила теплоход
В марте 2017 года пассажирскому теплоходу «Тихий Дон» должно исполнится 40 лет. Это достаточно молодой возраст для речного судна, ведь сейчас на реке можно встретить флот, который разменял и 80 лет. Но таких приключений, что выпали «Тихому Дону» за эти десятилетия, мало кому из судов удавалось повторить и, что главное, благополучно пережить.

«Тихий Дон» — это четырехпалубный пассажирский речной теплоход, который был спущен на воду в марте 1977 года в Германии, на судостроительной верфи в городе Бойценбург. Это было пятое по счету судно, построенное по проекту 301. И если предыдущие суда получили распределение в Северо-Западное и Волжское пароходства, а также на Украину, то «Тихий Дон» ушел на Дон — в Волго-Донское речное пароходство.

Примечательно, что это было первое судно, которое получило свое название не в честь географических мест или выдающихся исторических событий и деятелей разных сфер, а в честь одноименно литературного произведения Михаила Шолохова.

Первую часть своей жизни «Тихий Дон» отработал спокойно: до 1991 года включительно теплоход совершал рейсы из Ростова-на-Дону, в основном, до Москвы.

Весной 1992 года начался второй этап жизни судна: вместе с пассажирским теплоходом «Новиков-Прибой» (сейчас это судно называется «Сергей Дягилев»), пароходство отправило «Тихий Дон» обратно в Германию. Как говорят люди, работавшие в 90-х годах на «Тихом Доне», изначально план был следующим. Оба судна будут использоваться как плавучие гостиницы, а заработанные ими средства будут направлены на реконструкцию теплохода «Новиков-Прибой», который хотя и был относительно молодым, разменявшим в ту пору 10 лет, но по комфортабельности не отвечал современным требования для работы с зарубежными туристами.

Но получилось так, что ни под какую реконструкцию «Новиков-Прибой» так и не встал — средств для этого не хватило, поэтому с весны 1992 и по осень 1995 года теплоход проработал в качестве плавучей гостиницы в немецком городе Засниц, после чего вернулся обратно в Россию. Первыми туристами на его борту стали гости из Франции в мае 1997 года.

Но вернемся к «Тихому Дону», который в это же время также использовался как гостиница, в том же районе, что и «Новиков-Прибой», но в 20 км от Засница. После того, как в 1995 году «Новиков-Прибой» ушел в Ростов-на-Дону, «Тихий Дон» перевели на его место в Заснице.

По словам тогдашних членов экипажа теплохода, гостиницы были сезонными и работали только с весны по осень, а на зимний период закрывались, после чего экипажи отправлялись отдыхать до нового сезона. По их словам, управляла гостиницами немецкая компания, возглавлял которую г-н  Гренальд, вкладывавший средства в их обустройство.

Примечателен и тот факт, что кроме эти двух теплоходов в первой половине 1990-х в Германии находилось и еще одно ростовское судно — теплоход «Максим Литвинов». После спуска на воду осенью 1991 года теплоход был отправлен в Шотландию, где должен был проработать в качестве плавучей гостиницы пять лет, но уже через год, осенью 1992 года, «Литвинов» вернулся обратно в Германию и следующие два года, до осени 1994-го, работал как гостиница в город Росток (это 100 км к западу от Засница), после чего наконец-то добрался до России, выйдя в работу летом 1995 года.

Итак, к концу 1996 года в Германии остался только «Тихий Дон», которого планировали вернуть в круизную работу к 1999 году, а до этого времени он должен был пройти в Германии обновление и ремонт: гостиница к тому моменту на нем уже была закрыта. Но между немецкой стороной и ростовским пароходством возникли некие разногласия финансового плана, что в итоге повлияло на судьбу судна — в Германии «Тихий Дон» задержался до лета 2001 года, когда его выкупило уже Московское речное пароходство.

Придя осенью того же года в Санкт-Петербург и перезимовав там, к весне теплоход добрался до Москвы, где его оператором стала компания «Мостурфлот», проработавшая с судном до осени 2004 года, перевозя зарубежных туристов между двух столиц. Таким образом, завершился уже третий этап жизни судна.

Зиму 2004-2005 годов теплоход провел снова вдалеке от России: осенью 2004 года новый владелец судна — американская компания «Гранд Серкл Круиз Лайн» (Grand Circle Cruise Line), отправила теплоход на модернизацию в Румынию, и с началом навигации 2005 года теплоход встал на линию Москва — Санкт-Петербург, где работал с иностранными туристами до осени 2008 года.

Разразившийся мировой финансовый кризис внес коррективы в работу судна: в 2009-м году теплоход был отдан в аренду под российских туристов в Самару, так как американский рынок, с загрузкой от которого ранее работало судно, сильно просел и компания справлялась силами одного своего теплохода («России»). Но если самарские туристы от теплохода были в восторге, то вот его владельцы итогом навигации были разочарованы, хотя их и предупреждали заранее, что этим все и закончится.

Весной 2010 года «Тихий Дон» вновь вернулся к работе с американскими туристами на линию Москва — Санкт-Петербург, и следующие две навигации отработал спокойно. А вот осенью 2012 года стало известно о том, что судно может и в третий раз покинуть российские воды. Grand Circle Cruise Line приняла решение отправить судно работать на Украину, поставив теплоход на линию Киев — Одесса — Констанца (Румыния), с проходом по Днепру и выходом в Черное море.

Когда уже готовый к перегону, через Азовское и Черное море, «Тихий Дон» добрался до Ростова-на-Дону, своей первой Родины, его судьба вновь круто изменилась. По каким-то причинам Grand Circle в последний момент отказалась от планов отправить судно на Украину и теплоход перегоном отправили из Ростова в Питер, уложившись за рекордные 10 дней, аккурат к окончанию навигации 2012 года.

И если в 2013 году ничего примечательного в жизни теплохода не случилось, то в 2014-м закончить навигацию как планировалось судно не смогло: из-за нового падения спроса на американском рынке на речные круизы в России судно встало на прикол досрочно, 1 августа.

Следующие два не полных года «Тихий Дон» тихо простоял без работы в Северном речном порту Москвы, в паре «коллегой» по работе — теплоходом «Россия».

Но летом 2016 года теплоходу вновь вернули жизнь: его новым владельцем стала компания «Донитурфлот» из Ростова-на-Дону — дочерняя компания Волго-Донского пароходства по работе с пассажирским круизным флотом. Таким образом, спустя 39 лет судно вновь вернулось туда, где и начало работать. В навигацию 2017 года судно должно вновь начать работу на круизном рынке, перевозя иностранных туристов между Москвой и Санкт-Петербургом, под управлением компании «Донинтурфлот».
Возврат к списку