«Фёдор Кибальник»: судно, которое могло бы предотвратить трагедию «Булгарии»

Для начала вспомним историю судна. Это речной теплоход проекта 305, построенный в 1962 году на судоверфи в Будапеште (Венгрия). После постройки судно получило название «Енисей» и поступило в Московское речное пароходство.

«Енисей» на Северном речном вокзале Москвы. 1970-е года. Фото: Алексей Кириллов
В 1985 году Бельское речное пароходство в Уфу были переданы два двухпалубных теплохода 305 проекта — «Енисей» и «Алексей Киселев» (так с 1974 года стала называться «Даугава», а сейчас это «Башкортостан»), которые без проблем могли работать и на Белой, и на Оке с Москва-рекой.
В том же 1985 году с баланса Бельского речного пароходства были списаны два последних рабочих пассажирских колесных парохода 737 проекта — «Джамбул» и «В. А. Жуковский», которые до этого года включительно выполняли рейсы из Уфы до Москвы.
В декабре 1989 года теплоход «Енисей» получил название «Федор Кибальник» — в честь Фёдора Андреевича Кибальника, который был начальником Бельского речного пароходства с 1952-го по 1971-й годы, и умер в 1988 году.
Дальнейшие 12 лет судно работало, как и другие однотипные суда Бельского пароходства, на рейсах из Уфы до Астрахани, городов Поволжья, Москвы. С окончанием навигации 2002 года теплоход был поставлен на прикол, и, как позже оказалось, навсегда.
Впрочем, вернуться в работу судно могло в 2011 году. В 2010-м интерес к нему появился у одной из компаний в Казани, после чего в Башкирское речное пароходство (такое название Бельское пароходство получило после реорганизации в 2005 году) прибыла Светлана Инякина, которая вела переговоры о сдаче судна в аренду. Выйти в круизы теплоход должен был под названием «Иремель» — так называется вторая по величине вершина Южного Урала, расположена на северо-востоке Белорецкого района Башкортостана. Первый круиз был запланирован на начало июня 2011 года, а заключительный — на конец августа. Всего планировалось, что «Иремель» совершит за сезон 31 рейс из Казани до Самары, Болгара, Чебоксар, Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля и Волгограда.
Но договориться сторонам не удалось: пароходство отказалось сдавать судно в аренду без ремонта, а без него на тот момент теплоход для работы был непригоден. Инякина же не хотела платить за ремонт пароходству, обещая что его проведет её «инвестор» своими силами. В итоге стороны не договорились и проект не состоялся. О том, что «Иремель» не выйдет в рейсы от Казани стало известно в начале февраля 2011 года, а через месяц Инякина подписала договор субаренды на «Булгарию». Там условия были выгоднее: вместо 3 млн рублей пароходство отдавало в аренду ее за 1,5, да и в отличии от «Кибальника» «Булгария» была на ходу, поэтому и вкладывать в нее было значительно меньше. Чем история закончилась — хорошо известно.
В апреле 2011 года на «Кибальник» нашелся новый арендатор — компания «Русский альянс», которая с 2004-го по 2009-й годы работала с таким же теплоходом «Владимир Мономах» (с 2010 года теплоход стал «Анной Ахматовой»), первые годы на рейсах из Москвы, а затем из Ярославля. В 2010 году компания не работала и решила вернуться снова на рынок с таким же двухпалубным теплоходом, который она собиралась запустить от Ярославля. Выход судна в работу был намечен на август 2011 года, но затонувшая месяцем ранее «Булгария» поставила на этих планах крест. Со слипа «Кибальник» был спущен уже осенью и вплоть до утилизации никаких работ с ним больше не производилось.
В марте 2018 года «Федор Кибальник», который был выставлен на торги по продаже имущества обанкротившегося Башкирского пароходства по цене 1,392 миллиона рублей, был неожиданно продан за большую сумму — в 2,05 миллиона рублей, а его владельцем стала ООО «Промэлектроснабкомплект» из Уфы. А в июле 2018 года собственником судна стало вновь «Московское речное пароходство». Разборка судна прошла в августе — ноябре 2018 года.


















Фото: Динар Шайхутдинов