Из-за пандемиии коронавируса круизные компании просят государство о помощи
Российская палата судоходства предлагает срочно признать распространение инфекции форс-мажором для круизного судоходства, ввести налоговые каникулы по оплате НДС, установить мораторий на уплату неналоговых платежей в навигацию 2020 года и выделить субсидии из бюджета. Кроме того, в палате считают необходимым субсидировать процентные ставки по кредитам, ввести мораторий на банкротство судоходных компаний-туроператоров и ускорить возмещение акцизов на топливо, цитирует текст обращения «Коммерсантъ».
С просьбой о поддержке обратилась и Московская ассоциация судовладельцев пассажирского флота, которая отдельно просит поддержать судоходные компании, работающие в Московском бассейне на экскурсионно-прогулочных перевозках: ввести отсрочку по налоговым платежам и отложить требование о выполнении предписаний транспортной безопасности, освободить в навигацию 2020 года перевозчиков от причальных сборов и т. п.
В Минтрансе «Коммерсанту» сообщили, что обращения находятся в проработке. По мнению собеседника издания, знакомого с ситуацией, уже сейчас понятно, что круизные компании не выйдут в работу до 1 июня. Всего в этом сегменте в РФ работает около 100 теплоходов, половина из которых ориентирована на иностранцев. Этот рынок «встал на весь год, нет никаких шансов, что иностранцы приедут», уверен он. Остается надежда, что часть теплоходов будет выведена под российских туристов, но должен закончиться карантин и ажиотаж вокруг пандемии. Это катастрофа, говорит он: половина участников рынка просто не выживет.
Круизная речная навигация 2020 года должна была начаться 23 апреля, а первым судном должен был стать теплоход «Александр Невский», у которого был запланирован круиз по маршруту Волгоград — Старочеркасская (Ростов–на–Дону) — Волгоград. На сегодняшний момент компания ни о каких изменениях не объявляла, хотя другие туроператоры сообщили о переносе начала сезона пока до 1 июня. Так поступила самарская компания «Спутник-Гермес», пермская компания «ВолгаWolga» и круизная компания «Водоходъ». Другие круизные компании официально об изменениях не сообщали, но «иллюзии на счет того, что сезон удастся запустить с 1 июня», у них нет, сообщили представители нескольких компаний, работающих на рынках Москвы, Санкт-Петербурга и Поволжья.
7 апреля компания «Мостурфлот» сообщила об отмене речных круизов в апреле и мае 2020 года на теплоходах «Александр Грин» и «Михаил Булгаков», а компания «Созвездие» — о переносе начала круизного сезона с конца апреля на 1 июня.
Viking River Cruises, организующая речные круизы по России для иностранных туристов, между Санкт-Петербургом и Москвой на теплоходах «Викинг Акун», «Викинг Ингвар», «Викинг Рюрик», «Викинг Трувор» и «Викинг Хельги», отменила все рейсы в период с мая по июль. Немецкий туроператор Phoenix Reisen, также организующий круизы по России с интуристами, ранее сообщал об отмене апрельских перегонных рейсов из Ростова-на-Дону в Москву и Санкт-Петербург.
Круизы по Черному морю из Сочи до Крыма на лайнере «Князь Владимир» отменены с середины марта по первую половину июня, а рейсы на пароме «Принцесса Анастасия» из Санкт-Петербурга по Балтийскому до середины мая.
20 марта правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики рассмотрела и утвердила новый перечень системообразующих организаций, чье финансовое состояние власти в условиях обвала цен на нефть и пандемии коронавируса будут мониторить и по необходимости рассматривать вопрос об оказании поддержки. От компаний, связанных с речными круизами, в нём значатся «Водоходъ», «Донинтурфлот» и «Московский туристический флот».
Список системообразующих предприятий появился из-за кризиса 2008 года, когда десятки крупных компаний из-за финансового кризиса оказались одномоментно отрезаны от кредитных ресурсов, и государству пришлось задуматься об их спасении. В 2014-2015 годах, после ослабления рубля на фоне подешевевшей нефти и геополитических рисков, чиновники вернулись к списку системообразующих организаций, периодически рассматривая на заседаниях правкомиссии вопросы оказания поддержки этим компаниям. В перечень системообразующих предприятий в 2008 году включили чуть более 300 компаний, в 2015 году список сократился до примерно 200, а в 2020 году увеличился до 646.