Как теплоход «Советская Россия» чуть не стал символом возрождения монархии в России
В этом году теплоход «Нижний Новгород» выйдет в первый рейс 19 мая. За навигацию, которую судно будет проводить под управлением нового капитана, оно должно совершить 25 круизов, с отправлением из Нижнего Новгорода по Волге, Каме и водным путям Северо-Запада. За последние годы в судьбе теплохода кардинальных изменений не происходило. Но если посмотреть на период, когда теплоход еще назывался «Советская Россия», то можно найти много интересных моментов.
Фото: Владислав Прокофьев
Первым любопытным моментом можно отметить то, что в то время, как «Советская Россия» готовилась к спуску на воду и вводу в эксплуатацию, по соседству с ней, на той же судоверфи, строилось однотипное судно, которое было спущено на воду на год позже и под названием «Россия». Но вместо Московского речного пароходства, куда его планировали распределить, теплоход ушел на Украину, где получил такое же название, как и волжский систершип — «Советская Россия». Таким образом, с 1980 по 1992 годы, существовало два полностью однотипных судна с одним и тем же названием, пусть и в разных бассейнах. Сейчас это судно снова в России, работает от компании «Мостурфлот» под названием «Россия».
Но вернемся к первоначальной «Советской России». В отличии от других судов пароходства, «фрахтовавшихся» региональными бюро по туризму и экскурсиям, с 1978 по 1979 годы теплоход работал под управлением легендарного 4-е Главного управления при Минздраве СССР — структуры, которая заведовала лечением и отдыхом высших партийных советских чиновников с 1919 по 1991 годы. То есть, попасть на борт простым трудящимся, если они не являлись партфункционерами, не грозило.
Фото: Владимир Шулаев
Но с 1980 года партаппарат «пересадили» на другое судно: в это время в эксплуатацию был введен теплоход «Лев Толстой». Судно, построенное в капиталистической Австрии, было более комфортабельным для них, чем теплоход, производства социалистической ГДР.
В итоге «Советскую Россию» отдали в ведение Министерства речного флота РСФСР, которое стало использовать его как плавучий дом отдыха. Впрочем, отдыхали там не только речники: путевки на теплоход через профсоюзные каналы были доступны всем. В этом качестве судно работало на линии Москва — Астрахань — Москва, с продолжительностью рейса 20 суток, а также на линии Москва — Ленинград — Горький — Москва, с той же длительностью круизов.
А в первой половине 1990-х годов «Советская Россия» стала участником необычного круиза. В июне 1993 года состоялся так называемый «Царский тур» — поездка из Москвы по Волге до Волгограда потомков семьи Романовых. Главными хедлайнерами тура были сама Романова Леонида Георгиевна — Великая Княгиня, член Российского Императорского дома Романова, которую сопровождала Мария Владимировна — Великая Княжна того же дома и Романов Георгий Михайлович — Великий Князь оттуда же. Сопровождал этот монархический Dream Team Борис Немцов, занимавший в то время пост губернатора Нижегородской области.
Фото: Владислав Прокофьев
Кульминацией поездки стала встреча особ, приближенных к императору, с функционерами монархического движения из Союза возрождения России. Во время стоянки трехдневной стоянки теплохода в Костроме последние пришли «посмотреть на цариц», и пользуясь случаем предложили продлить маршрут судна до Крыма.
Смысл вояжа состоял в том, чтобы используя эмоциональный подъем быстро провести референдум и восстановить в Крыму монархию.
«Дескать, в 1920 году Белая Россия эвакуировалась отсюда — из Крыма, сюда она и возвратится. Авантюра? Вне всяких сомнений. Но все «смены декораций» в истории были на каком-то этапе авантюрами чистейшей воды», — вспоминал потом один из бывших лидеров Союза возрождения России Павел Евдокимов.
Заманчивое предложение Романовым понравилось, но всю малину испортил МИД Украины который заявил, что в случае визита в Крым «царской семьи» украинские власти не гарантируют их личную безопасность, после чего от идеи отказались. Так что стать монархической «Авророй» «Советской России» не удалось.
Посмотреть документальную кинохронику волжского турне можно здесь.
Последний сезон под названием «Советская Россия» теплоход отработал в постсоветской России в 1994 году, совершая также спецрейсы, а летом 1995 года вышел в работу уже как «Нижний Новгород», под которым и работает в настоящее время.
Возврат к списку
Фото: Владислав Прокофьев
Первым любопытным моментом можно отметить то, что в то время, как «Советская Россия» готовилась к спуску на воду и вводу в эксплуатацию, по соседству с ней, на той же судоверфи, строилось однотипное судно, которое было спущено на воду на год позже и под названием «Россия». Но вместо Московского речного пароходства, куда его планировали распределить, теплоход ушел на Украину, где получил такое же название, как и волжский систершип — «Советская Россия». Таким образом, с 1980 по 1992 годы, существовало два полностью однотипных судна с одним и тем же названием, пусть и в разных бассейнах. Сейчас это судно снова в России, работает от компании «Мостурфлот» под названием «Россия».
Но вернемся к первоначальной «Советской России». В отличии от других судов пароходства, «фрахтовавшихся» региональными бюро по туризму и экскурсиям, с 1978 по 1979 годы теплоход работал под управлением легендарного 4-е Главного управления при Минздраве СССР — структуры, которая заведовала лечением и отдыхом высших партийных советских чиновников с 1919 по 1991 годы. То есть, попасть на борт простым трудящимся, если они не являлись партфункционерами, не грозило.
Фото: Владимир Шулаев
Но с 1980 года партаппарат «пересадили» на другое судно: в это время в эксплуатацию был введен теплоход «Лев Толстой». Судно, построенное в капиталистической Австрии, было более комфортабельным для них, чем теплоход, производства социалистической ГДР.
В итоге «Советскую Россию» отдали в ведение Министерства речного флота РСФСР, которое стало использовать его как плавучий дом отдыха. Впрочем, отдыхали там не только речники: путевки на теплоход через профсоюзные каналы были доступны всем. В этом качестве судно работало на линии Москва — Астрахань — Москва, с продолжительностью рейса 20 суток, а также на линии Москва — Ленинград — Горький — Москва, с той же длительностью круизов.
А в первой половине 1990-х годов «Советская Россия» стала участником необычного круиза. В июне 1993 года состоялся так называемый «Царский тур» — поездка из Москвы по Волге до Волгограда потомков семьи Романовых. Главными хедлайнерами тура были сама Романова Леонида Георгиевна — Великая Княгиня, член Российского Императорского дома Романова, которую сопровождала Мария Владимировна — Великая Княжна того же дома и Романов Георгий Михайлович — Великий Князь оттуда же. Сопровождал этот монархический Dream Team Борис Немцов, занимавший в то время пост губернатора Нижегородской области.
Фото: Владислав Прокофьев
Кульминацией поездки стала встреча особ, приближенных к императору, с функционерами монархического движения из Союза возрождения России. Во время стоянки трехдневной стоянки теплохода в Костроме последние пришли «посмотреть на цариц», и пользуясь случаем предложили продлить маршрут судна до Крыма.
Смысл вояжа состоял в том, чтобы используя эмоциональный подъем быстро провести референдум и восстановить в Крыму монархию.
«Дескать, в 1920 году Белая Россия эвакуировалась отсюда — из Крыма, сюда она и возвратится. Авантюра? Вне всяких сомнений. Но все «смены декораций» в истории были на каком-то этапе авантюрами чистейшей воды», — вспоминал потом один из бывших лидеров Союза возрождения России Павел Евдокимов.
Заманчивое предложение Романовым понравилось, но всю малину испортил МИД Украины который заявил, что в случае визита в Крым «царской семьи» украинские власти не гарантируют их личную безопасность, после чего от идеи отказались. Так что стать монархической «Авророй» «Советской России» не удалось.
Посмотреть документальную кинохронику волжского турне можно здесь.
Последний сезон под названием «Советская Россия» теплоход отработал в постсоветской России в 1994 году, совершая также спецрейсы, а летом 1995 года вышел в работу уже как «Нижний Новгород», под которым и работает в настоящее время.