3 проекта круизных судов класса «река-море», которые разработали в СССР

В связи с новостью про закладку 28 марта второго судна проекта PV-300, предназначенного для работы на круизных речных и морских линиях, то есть в смешанном река-море классе плавания, а также планах заложить третье и четвертое судно этого типа, к месту вспомнить и про то, как реализовать подобные проекты пытались во времена СССР, что предлагалось для этого и почему ни один из проектов так и не был реализован.

Во второй половине 1980-х годов Юрий Николаевич Горбачев, возглавлявший тогда ЦТКБ Минречфлота РСФСР, где разрабатывались все проекты речные судов, которые предназначались для работы в СССР, считал, что реальные финансовые результаты от эксплуатации речного круизного флота, строившегося в 1970-1980-х годах (суда проекта 92-016, 040, 056, 065, 301 и 302), достаточно скромные, так как в силу климатических условий их эффектное использование ограничивается летним периодом.

Выходом из этой ситуации, по его мнению, могло бы стать создание судов качественно нового типа, не имеющего прямых аналогов в отечественной и зарубежной практике — пассажирских туристских судов смешанного плавания, для работы судов в осенне-зимний период в морских районах с благоприятными климатическими условиями. Суда этого класса могут эксплуатироваться на внутренних водных путях, а также в морских районах при волнении до 6 баллов с удалением от места убежища в закрытых морях до 100 миль при расстоянии между убежищами до 200 миль.

«Новые маршруты связали бы Москву, Ленинград и Горький с такими морскими портами, как Таллин и Рига, Баку, Махачкала, Сухуми, Батуми, Ялта, Херсон, Одесса и Измаил. А через международное бюро «Спутник» была бы возможность прямых рейсов из СССР в ГДР, Польшу, Финляндию, на нижний Дунай в Болгарию Румынию, а также на Черноморское побережье Болгарии», — говорил Горбачев.

В европейской части страны увеличить эксплуатационный период можно путем расширения района плавания, то есть обеспечения возможности выхода судов в прибрежные зоны закрытых морей — Балтийского, Каспийского, Азовского, Черного, а в перспективе и Средиземного. Выход в прибрежные морские районы позволит привлечь на круизные линии дополнительный поток туристов, который может быть постоянным практически на протяжении всего навигационного периода благодаря переключению судов в конце навигации на линии в южные районы с более благоприятными климатическими условиями.

Кроме обслуживания советских туристов новые суда могли бы использоваться и для гостей из-за рубежа, считал глава ЦТКБ. Например, круиз для иностранных туристов Казань — Ростов (до 1990 года — единственный речной маршрут в РСФСР, открытый для интуристов — прим. Cruiseinform.ru) может охватить прибрежные районы Азовского и Черного морей. В дальнейшем не исключается возможность фрахтования пассажирских судов смешанного плавания в ноябре-декабре и марте-апреле для обслуживания зарубежных линий. Ориентировочные экономические расчеты показывают, что при постройке в одних и тех же условиях суда смешанного плавания «река—море» благодаря их более широким эксплуатационным возможностям будут при существующих тарифных ставках, безусловно, рентабельными, в то время как суда-аналоги оказываются экономически неэффективными.

«С позиций сегодняшнего дня представляется очевидным, что продолжение строительства традиционных туристских судов было ошибкой. Во всяком случае, следует ожидать, что в грядущий период экономического подъема развитие туристского флота пойдет по пути создания судов смешанного плавания», — считал Горбачев.

По словам Горбачева, проработки по туристическим судам смешанного плавания были выполнены в ЦТКБ главным конструктором А. Тер-Акопов еще в начале 1980-х годов, однако эти предложения поддержки не нашли.

Так, в 1981 году появился перспективный проект судна с индексом 2163. Его заказало Министерство речного флота РСФСР для эксплуатации на внутренних водных путях СССР, а также работы на Черном, Каспийском, Балтийском морях. Характеристики судна, согласно техпредложению, должны были быть следующими: длина — 136 метров, ширина — 16,5 метров, высота борта — 5,5 метра, осадка — 3,25 (в реке) и 3,75 (в море) метров, надводный габарит — 13,2 метра, водоизмещение — 4850 тонн. Три двигателя мощностью по 1500 л.с. каждый позволяли бы развивать судну скорость до 27 км/час. Максимальная автономность плавания составляла бы 20 суток. Пассажировместимость — 280 человек (124 двухместных каюты, из которых две класса «Люкс» и восемь кают в четырехместном размещении), экипаж и обслуживающий персонал — 99 человек, с проживанием в одно и двухместных каютах (49 человек — экипаж). Класс морского регистра —  II-СП. Начинка судна в части пассажирской инфраструктуры — максимально возможная на тот момент: двухярусный кинозал на 280 мест, бар-буфер, музыкальный бар, ресторан, салон отдыха, плавательный бассейн, зал игровых автоматов с бильярдной.

К середине 1980-х было определено место строительства судна и проектное название. Теплоход «60 лет СССР» должны были строить на верфи Slovenske lodenice, расположенной в словацком городе Комарно (на то время — Чехословакия). По макету судна хорошо заметна схожесть со строившимися там в 1975-1983 годах пассажирскими судами проекта 92-016. В окончательном варианте нумерация проекта должна была быть 92-273.

Схема судна проекта 92-273.

Схема судна проекта 92-273

Там же в Комарно должны были строить и судно проекта 92-12, проектное название которого было «Киев», а эксплуатироваться теплоход должен был на Днепре, Дунае и Черном море, работая на линии Киев (Украина) — Пассау (Германия). Разрабатывался проект судна специалистами словацкой судоверфи в середине 1980-х по заказу «Укрречфлота» (на тот момент — Главное управление речного флота при Совете министров УССР), но так и остался «перспективным». Если судить по макету, то видны общие черты со скандально известной «Казанью».

Характеристики судна должны были быть следующими: длина — 127,6 метров, ширина — 16,6 метров, высота борта — 3,8 метра, осадка — 2,08 метра, надводный габарит — 9,2 метра. Суммарная мощность двух главных двигателей — 2420 кВт, скорость — 22,5 км/час. Пассажировместимость — 200 человек, экипаж — 75 человек.

К началу 1990-х к реализации проекта подошли вплотную, вплоть до разработки рабочего строительного проекта, но в итоге он был отклонен из-за экономической неэффективности. По своей конструктивной комфортабельности судно отвечало классу 3-4 звезды, но соотношения пассажирских характеристик у него были практически такие же неблагоприятные как и на более ранних серийных речных судах.

Макет судна проекта 92-12


Третий проект судна — это пассажирский теплоход проекта 303, который является продолжением серии четырехпалубных судов проекта 301 и проекта 302, но более мореходного класса. Характеристики судна должны были быть следующими: длина — 129,15 метров, ширина — 16,7 метров, высота борта — 4,5 метра, осадка — 2,90 метра, надводный габарит — 13,2 метра, водоизмещение — 3830 тонн. Мощность главных двигателей — 3х772 кВт, скорость — 25 км/час. Пассажировместимость — 200 человек. Класс морского регистра —  II-СП.

Судно по «начинке» было бы схоже с судами 302М, но галереи главной палубы зашиты до верхней палубы и кормового раствора и вместо окон парные иллюминаторы. Строительство судов проекта 303, головных из которых должен был бы стать теплоход «Владимир Высоцкий», планировалось проводить на судостроительном заводе VEB Elbewerften, где строили суда 301-302 проектов, но в итоге был заложен лишь корпус, который в 1993-1994 годах был разобран там же — часть его использовалась для строительства судна Ocean Diva.

Схема судна проекта 303.

Схема судна проекта 303

Одной из причин, почему так и не была реализована программа по строительству флота нового типа стало то, что в середине 1980-х годов Минречфлотом РСФСР была принята программа реновации уже имевшихся речных судов, а программа строительства новых была заморожена до лучших времен — не ранее начала 1990-х годов, когда должна была быть закончена серия судов проекта 302. Но по известным причинам к тому времени потребности в новом строительстве уже не было.
Возврат к списку