Круизы, которых нет: свяжут ли Россию и Иран круизы по Каспийскому морю

Круизы, которых нет: свяжут ли Россию и Иран круизы по Каспийскому морю
В начале января 2025 года по окончанию визита делегации из Ирана в России Министерство транспорта РФ сообщило, что скоро две страны свяжут круизы по Каспийскому морю.

«В 2025 году планируем организовать регулярные судоходные линии и круизное туристическое судоходство между портами России и Ирана на Каспийском море», — сказано в сообщении ведомства.

Никаких подробностей при этом не приводится, да и быть их просто не может. В настоящее время для реализации подобных планов нет самого главного — судна, которое могло бы выполнять такого рода круизы.

Заложенный еще в 2016 году на судоверфи «Лотос» в Астраханской области новый круизный теплоход «Петр Великий» анонсировали для работы на Каспии еще с конца 2017 года, обещая начать такие после постройки судна в 2019 году. По состоянию на январь 2025 года судно хоть и сменило название с «Петра Великого» на «Владимира Жириновского», но пока даже не принято в эксплуатацию, не говоря уж о каких-либо планах на круизы по Каспийскому морю: «Как сообщил оператор судна «Мостурфлот», первый сезон он будет совершать круизы между Москвой, Санкт-Петербургом и Казанью».

В отчете об итогах голосования 28 июня 2024 года на общем собрании акционеров «Московского речного пароходства», которое является заказчиком судна, заявлено следующее: «В соответствии с условиями Контракта (Контракт № 2016/КП-12/08-01 от 12 августа 2016 г. на строительство и поставку круизного пассажирского судна проекта PV300VD заключенный между АО «ОСК», АО «МАШПРОМЛИЗИНГ», ПАО МРП), работы по строительству Судна должны быть завершены и Судно должно быть передано АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» (как Заказчику) и ПАО МРП (как Грузополучателю) – не позднее 10 декабря 2024 года. Общая цена договора составит 6 631 573 022,40 (шесть миллиардов шестьсот тридцать один миллион пятьсот семьдесят три тысячи двадцать два 40/100) рублей. Судно передается в лизинг Лизингополучателю на срок 360 (триста шестьдесят) месяцев с момента подписания Акта о приемке-передаче предмета лизинга в лизинг. Передача Судна в лизинг производится в соответствии с условиями договора».

Теперь дата сдачи перенесена на ноябрь 2025 года. Любопытно, что десять лет назад, еще до закладки судна, проект оценивался примерно в 2,5 млрд рублей.

Кстати, в 2025 году будет возможность отметить круглую дату — 20-летие с момента начала разговоров о круизах по Каспийскому морю. Планировалось, что круизно-пассажирская линия будет работать по маршруту Астрахань (Россия) — Баку (Азербайджан) — Энзели (Иран) — Актау (Казахстан) — Туркменбаши (Туркмения). Открытие маршрута было запланировано на июль 2006 года. Владельцем теплохода «Мария Ермолова», который должен был выполнять этих круизы, стал астраханский туроператор — туристическая фирма «ТинТур», а оператором судна — специально созданная судоходная компания «Каспийская круизная линия». Проект получил поддержку в Администрации Астраханской области, Федеральном агентстве по туризму Российской Федерации, Администрации прикаспийских стран. Но летом 2006 года никакие круизы так и не начались. Зато появилась информация о том, что Каспийская круизная линия будет запущена уже в 2007 году. Разумеется, результат был тот же.

Летом 2008 года появилась новая вводная. Как сообщил Геннадий Пилипенко, начальник управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального агентства по туризму, первый в истории круизный рейс по Каспийскому морю состоится в конце весны 2009 года. По его словам, круиз стартует из Астрахани и за семь дней туристы смогут посетить также Дагестан, Иран, Казахстан, Туркменистан и Азербайджан. Планировалось, что работать на линии будет теплоход все та же «Мария Ермолова».

В 2009 году «Ермолова» действительно вышла на Каспий, но не в качестве круизного судна, а как стоечное судно — плавобщежитие на нефтеразработках компании «Лукойл».

Летом 2011 года про круизную линию по Каспию снова вспомнили. Ростуризм заявил, что развитие круизного туризма в районе Каспия очень актуально. «Маршруты могут быть как внутрироссийскими (по линии Астрахань–Махачкала–Дербент), так и международными. Возможна также «стыковка» с круизными маршрутами по Волге», — пояснили в Ростуризме.

2012 год начался с новых обещаний, что уже весной 2012 года откроется первый туристический круизный маршрут по Каспийскому морю, стартующий из Астраханской области. Для упорядочения этого процесса предполагается создать в Астрахани координационный совет по развитию туризма на Каспии.

Но уже весной 2012 года генеральный директор компании «Каспийская круизная линия» Владимир Фиалкин заявил, что организовывать на постоянной основе круизы по Каспийскому морю, оперируя только одним теплоходом, возможно только при поддержке государства. Кроме того, по его словам, инфраструктура портов пока не готова к приему пассажиров.

После этого про круизы не вспоминали вплоть до лета 2014 года, когда вновь появилась информация о том, что «создать круизный маршрут, охватывающий все страны Прикаспия, – к такому решению пришли участники встречи министров транспорта Каспийского региона, которая состоялась в Астрахани». Губернатор Астраханской области Александр Жилкин выразил уверенность, что такое путешествие будет востребовано.

Окончательно вопрос с мифическими круизами по Каспийскому морю был закрыт осенью 2014 года, когда теплоход «Мария Ермолова» был выставлен на торги. В 2017 году лайнер был «торжественно» утилизирован в Астраханской области.

Это событие совпало с очередными планам по запуску круизов по Каспию. В феврале 2017 года руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям Дагестана Башир Магомедов на Российском инвестиционном форуме в Сочи сообщил, что для развития круизного судоходства по Каспию разработано девять возможных смешанных круизных маршрутов. Наиболее интересным из них представляется девятидневный круиз «Каспий — море дружбы» по маршруту Махачкала — Дербент — Баку (Азербайджан) — Энзели (Иран) — Туркменбаши (Туркмения) — Актау (Казахстан) — Астрахань — Махачкала. Не сложно догадаться, что этими рассуждениями все и закончилось.

Впрочем, попытки запустить круизы по Каспийскому морю были и вполне удачные. Так, в 2015 году рейс из Самары до Баутино (Казахстан) выполнил теплоход «Русь Великая». Правда, рейс получился первым и последним.

Зато в 2025 году из Астрахани до Махачкалы должен будет совершить круиз новый теплоход «Николай Жарков». Всего запланированы два рейса — из Москвы до Махачкалы и из Ростова-на-Дону до Махачкалы. Ключевым в них станет автобусная экскурсия в самый древний город России — Дербент.

Возврат к списку