Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников
Весной 2024 года в здании Северного речного вокзала Москвы открылась экспозиция, посвященная истории двух детских клубов, работавших в Москве и обучавших детей профессиям, связанным с флотом — речным и морским. Это Московское детское речное пароходство и городской клуб моряков, речников и полярников.

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Эпоха индустриализации в СССР пришлась на 1930-е годы, темпы развития промышленности возрастали и для обучения специалистов стали организовывать клубы юных автомобилистов, железнодорожников и речников. Идея создания детского флотилии в Москве появилась в январе 1937 года на слете школьников, где собрались более 200 детей изучавших теоретические основы водного транспорта.

Первой базой нового детского водного клуба стал берег Пионерского пруда в Парке Горького в Москве. Через три года занятия перенесли там же, но на реку Москву. Затем планировалось расширение базы клуба — строительства детского речного порта в состав которого должны были входить здание вокзала, управление пароходства, судостроительный участок и вспомогательные службы включая пожарную часть, для чего был выбран участок Москва-реки в районе Крылатское на западе столицы, но этим планам помешала Великая Отечественная война.

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

12 января 1957 года под эгидой Московского речного пароходства было создано Московское детское речное пароходство (МДРП). 2 июня 1957 года состоялось торжественно поднятие флага первой навигации МДРП. Базой пароходства стал дебаркадер «ДР-413», ошвартованный на реке Москве у Шлюзовой набережной в центре Москвы, неподалеку от начала Водоотводного канала. В распоряжении МРДП был теплоход «Смелый», на котором осуществлялась перевозка пассажиров по Водоотводному каналу.

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Теплоход «Смелый» проекта К-80 был построен в 1957 году в Калинине (Тверь). Поступил в Московское детское речное пароходство, где проработал до лета 1966 года, после чего был передан Западному речном порту Москвы и летом 1974 года списан.

1 ноября 1957 года по инициативе московских организаций и при поддержке Министерства просвещения был создан Городской клуб юных моряков, речников и полярников (КЮМРП), первым директором которого стал капитан I ранга в отставке Владимир Иванович Денисенко.

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

В 1958 году у МДРП открылись новые учебные маршруты — по Водоотводному каналу с выходом в реку Москву, далее вниз мимо Кремля до начала Водоотводного канал и далее вновь по нему, маршрут получил название «Малая кругосветка». Вторым стал маршрутом от Шлюзовой набережной по Водоотводному каналу и далее вверх по реке Москве до Парка Горького к причалу «Пионерская».

В 1958 году ГКЮМРП получает первое учебное судно — «Юный водник» (однотипный «Смелому», постройки 1957 года). В 1959 году клуб получает под учебную базу территорию на восточном берегу Химкинского водохранилища, рядом с Водным стадионом на северо-западе Москвы.

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

В том же году основывается Горьковского детское речное пароходство в Горьком (Нижний Новгород). Позже такие клубы были открыты в Перми (1962), Петрозаводске, Красноярске и других городах.

В 1967 году начинается формирование обновленной флотилии МДРП — для прохождения учебной практики в пароходство передан пассажирский теплоход проекта 780 «ОМ-402», который получает название «Экватор», в 1972 году — теплоход «ОМ-369», переименованный в «Антарес», а в 1974 году однотипный теплоход «Отважный». Благодаря этому курсанты начинают выходить в длительные походы по рекам и озерам. Среди маршрутов были такие как Москва — Петрозаводск — Ленинград — Кострома — Москва, Москва — Горький — Москва, Москва — Новогород — Москва и другие. Флагманом МДРП был теплоход «Антарес».

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

В начале 1970-х годах базу Московского детского речного пароходства переносят из центра столицы от Шлюзовой набережной в Кожуховский затон на юго-восток Москвы (улица Трофимова, 9). В 1984 году открывается филиал МДРП — на территории ВДНХ. В последние годы перед закрытием пароходство возглавлял Соркин Григорий Самуилович. Капитаном «Экватора» в конце 1980-х был Шпанеров Вячеслав Николаевич, а «Антареса» — Пучинский Валерий Леонидович.

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Занятия на шлюпках Ял-3 и Ял-6 в Кожуховском затоне (1986).

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Преподаватель МДРП, капитан I ранга Александр Эдуардович Эссен (внук адмирала Эссена, командующего Балтийским флотом в Первую мировую войну, 22.05.1916 — ?.03.2003) в 1986 и 1990 году.

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

В 1980-х года флотилию ГКЮМРП составляли суда «Ленинград», «Сайма», «Москва», «Пограничник», «Евгений Никонов», «Балтиец», «Василь Коларов»,  «Североморец», «Александр Клубов» и «Ласточка».

В июле 1997 года Московское детское речное пароходство как самостоятельную организацию ликвидируют путем присоединения к Городскому клубу юных моряков, речников и полярников на правах филиала. В декабре 1997 года ГКЮМРП получает имя Петра Великого. В 2007 году клуб переименован в Московский городской детский морской центр имени Петра Великого (МГДМЦ).

Судьба флота МДРП сложилась так. Теплоход «Отважный» в 1993 году был продан в Казань под прогулочное судно и сейчас называется «Раздолье Люкс». Теплоход «Экватор» после закрытия МДРП не эксплуатировался и в 2000 году был утилизирован в Череповце. А «Антарес» в 2002 году был продан частному лицу и переделан в прогулочное судно, работавшее в Москве, а с 2020 года работает в Астрахани.

Павильон «Речной флот и судостроение» на ВДНХ, где работал филиал МДРП, был снесен в 2010 году для расширения места под экспозицию павильона «Нефть». На фото — вид павильона в 2007 году.

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

К середине 2010-х годов у Московского детского морского центра осталось в распоряжении только 4 судна. Осенью 2014 года три учебных судна МГДМЦ — «Беляков», «Ленинград» и «УК-5» — были отправлены из Москвы в Городец для ремонта. 25 января 2016 года в Мосимуществе подписано распоряжение о списании и последующей утилизации всех этих судов. В настоящее время флот хотя и не разделан, но находится в заброшенном состоянии в Городце. Судно «Сайма» в ноябре 2021 года вернули в Москву после ремонта, а в мае 2022 года вновь увели на Волгу в Кимры, где оно находится и сейчас. Сам детский центр, оставшийся без флота, с 2015 года ведет борьбу за право остаться на своей исторической территории на берегу Химкинского водохранилища — престижный участок земли не дает покоя застройщикам, которые пытаются его забрать себе.

Но вернемся к выставке. Кроме исторических фотоматериалов на ней представлены макеты судов.

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Макет речного пассажирского теплохода, выполненного учениками Клуба юных моряков, речников и полярников в 1980-е годы. В основе креатива — комбинация теплоходов проекта 81080 типа «Московский» и проекта 544 типа «Москвич» («эмка»).

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Макет речного пассажирского теплохода типа «ОМ» («озерный москвич»).

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Теплоход типа «Волга» проекта Р-132 для пригородных и внутригородских линий в городах Поволжья, выпускавшийся с 1978 года на СРЗ имени Урицкого в Астрахани. При проектировании был учтен опыт эксплуатации скоростного пассажирского катамарана «Анатолий Угловский», построенного по проекту Р-104 в единственном экземпляре на Великоустюгском СРЗ в 1976 году для эксплуатации на Северной Двине.

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Московское детское речное пароходство и Клуб моряков, речников и полярников

Дата публикации: 04.11.2024
Возврат к списку