Выставка «Третьяковка на ВДНХ. Искусство XX-XXI веков»
20 ноября 2024 года на ВДНХ начала работу новая выставка — в павильоне №1 «Центральный» открылась экспозиция Третьяковской галереи, которая связана с историей Главного павильона ВДНХ и временем его строительства, она охватывает период с 1930-х по 2010-е годы.
Открытие экспозиции было приурочено к завершению реконструкции павильона, длившейся с 2014 года. В нем были восстановлены исторические художественные произведения, написанные специально для украшения павильона и восстановлена первоначальная планировка залов, а для выставки «#ТретьяковканаВДНХ» были специально выбраны произведения первого ряда из собрания главного национального музея страны: живопись и скульптура ведущих мастеров 1930-1950-х годов, а также современных художников.
Павильон №1 «Центральный» — то, с чего начинается ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства). Современное здание было открыто в 1954 году на месте первого павильона, построенного к открытию ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) в 1939 году. Поэтому представленные на выставке работы напрямую завязаны с историей павильона.
Начинается выставка с зала с работами современных художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова и их 4 полиптихов 2007 года (композиция из нескольких картин, рисунков, рельефов и т. п., объединённых одной идеей, единством цветового и композиционного строя) времена года — «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень».
«Лето».
«Осень».
Во втором зале — мозаика «Хорошее утро» (1960) — «гимн здоровью и совершенному человеческому телу», а также социалистическая пастораль — «На открытии колхозной электростанции» (1952) работы Александра Дейнеки.
Панно И. Г. Фрих-Хара «Жить стало лучше, жить стало веселее (Праздник в азербайджанском колхозе)» (1939, майолика).
В двух следующих залах — видеоинсталляции, посвященные Москве: «Панорама города, опрокинутого в небо, показывает его архитектурные доминанты. На кадре с видом одной из главных достопримечательностей столицы видеоинсталляция вырывается из пространства павильона на просторы ВДНХ».
Композиционным и смысловым центром одного из залов является горельеф «Знаменосцу мира — советскому народу слава!» (1954), созданный специально для Центрального павильона группой скульпторов во главе с Евгением Вучетичем.
Панно — это многоплановый живописный рельеф, приемы и композиции которого появились еще в ХV веке в эпоху итальянского Ренессанса. Основной метод изготовления рельефа — чем ближе к зрителю, тем объемнее фигура. Хотя реальная глубина рельефа составляет всего 62 сантиметра, создается впечатления огромного пространства, уходящего на многие метры в даль. В панно представлена грандиозная демонстрация, что должно было символизировать масштаб сталинской эпохи. На заднем плане знаковые сооружения того времени — здание Ленинской библиотеки на Воздвиженке, высотное здание гостиницы «Ленинградская» на площади трех вокзалов, Шуховская башня на Шаболовке и здание Цимлянской ГЭС на реке Дон.
В следующих залах — работы «Лето» (1960) Пластова А.А., «Колхозный праздник» (1937) Герасимова С.В., «Спартакиада народов СССР» (1932) Лучишкина С.А..
На работе «Последний караван» Ромаса Я.Д. (1964) — вид шлюза №9 (Карамышевский гидроузел) на реке Москве в районе Карамышево (Москва).
Фрагмент оформления одного из залов Центрального павильона — карта машинно-тракторных станций в СССР (1954) в зале «Победа колхозного строя СССР». Первоначально полотно возглавлял лозунг «Машинно-тракторные станции — решающая сила в развитии колхозного производства, важнейшие опорные пункты в руководстве колхозами со стороны социалистического государства», но в 1958 году его изменили на «Укрепление материально-технической базы — важнейшее условие дальнейшего подъема сельского хозяйства».
Картина «У могилы друга» Нисский Г.Г. (1964) и фрагмент оформления следующего зала.
В нем расположено полотно Бориса Щербакова «Молочно-мясное животноводство в СССР». Картина выполнена маслом, на ней изображено стадо коров и быков, которое пасется у реки, также на холсте есть фигуры молочниц и доярок, животноводческие фермы и линии электропередачи. Над полотном воссоздали лозунг, он был и в 1958 году: «В ближайшие годы догоним США по производству мяса, молока и масла на душу населения».
Центром выставочных площадей является купольный зал — исторически зал Сталинской конституции: «Этот зал высотой более 30 метров напоминает римский Пантеон. И, как полагается подобным архитектурным сооружениям, на потолке сделан окулюс. Так в античных храмах назывались потолочные отверстия, через которые люди видели солнце, а боги — людей. Но здесь это отверстие не сквозное, в центр поместили звезду — символ советской власти». Под куполом по периметру золотом написаны первые строчки гимна СССР: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь». А ниже — гербы 16 советских республик, к которым в 1950-е относилась и Карело-Финская.
В центре стоит макет композиции Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», по периметру — работы скульпторов 1930–1950-х годов.
«Юная стахановка хлопковых полей Мамлакат Нахангова» (1940), Рындзянская М.Д.
«Рабочий. Трудовая победа» (1950), Соколов В.Н.
«Хлеб» (1939), Мухина В.И.
«Шахтер» (1937), Лебедева С.Д.
«Мечтания» (1957), Белашова Е.Ф.
«Юноша со звездой и знаменем» (1937), Шандр И.Д.
«Девушка с веслом» (1935), Шандр И.Д.
С четырех сторон зала когда-то располагались панно о счастливой жизни советских граждан, но сейчас сохранились лишь два. На первом работа Александра Герасимова «Расцвет культуры народов СССР. Студенты у здания МГУ» в соавторстве с Г.Н. Горелов, Н.Ф. Денисовский, Н.И. Дрючин, Р.Д. Зеньков, А.С. Папикян (1954).
Второе панно — «Советский народ имеет право на отдых (в доме отдыха на Черноморском побережье)» — художник Отрощенко С.Б. (1954): радостные девушки в пестрых платьях и мужчины в белых костюмах и полосатых пижамах (такая была курортная мода в те годы) гуляют вдоль черноморского побережья, кипарисов и дворцов с колоннами.
Репродукции двух не сохранившихся панно представлены на информационных стендах. На одном — работа Александра Герасимова «Открытие Волго-Донского канала» (1954). На другом — работа художника Степан Кириченко «Депутаты Верховного Совета в Кремле» (1954).
Завершается выставка в зале Великой Октябрьской революции, который посвящен событиям первых лет советской власти. На стенах в красном и золотом обрамлении картины художника Павла Соколова-Скали «Штурм Зимнего дворца» и «Ленин провозглашает советскую власть на 2-м съезде Советов» (1954).
Дата проведения выставки: с 21 ноября 2024 года по 7 сентября 2025 года
Время работы: С 10:00 до 19:00, выходной — понедельник.
Стоимость: 500 рублей
Адрес: Москва, проспект Мира, 119, строение 1
Как добраться: ближайшее метро — станция «ВДНХ», далее пешком 15 минут.
На карте:
Дата публикации: 23.11.2024
Открытие экспозиции было приурочено к завершению реконструкции павильона, длившейся с 2014 года. В нем были восстановлены исторические художественные произведения, написанные специально для украшения павильона и восстановлена первоначальная планировка залов, а для выставки «#ТретьяковканаВДНХ» были специально выбраны произведения первого ряда из собрания главного национального музея страны: живопись и скульптура ведущих мастеров 1930-1950-х годов, а также современных художников.
Павильон №1 «Центральный» — то, с чего начинается ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства). Современное здание было открыто в 1954 году на месте первого павильона, построенного к открытию ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) в 1939 году. Поэтому представленные на выставке работы напрямую завязаны с историей павильона.
Начинается выставка с зала с работами современных художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова и их 4 полиптихов 2007 года (композиция из нескольких картин, рисунков, рельефов и т. п., объединённых одной идеей, единством цветового и композиционного строя) времена года — «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень».
«Лето».
«Осень».
Во втором зале — мозаика «Хорошее утро» (1960) — «гимн здоровью и совершенному человеческому телу», а также социалистическая пастораль — «На открытии колхозной электростанции» (1952) работы Александра Дейнеки.
Панно И. Г. Фрих-Хара «Жить стало лучше, жить стало веселее (Праздник в азербайджанском колхозе)» (1939, майолика).
В двух следующих залах — видеоинсталляции, посвященные Москве: «Панорама города, опрокинутого в небо, показывает его архитектурные доминанты. На кадре с видом одной из главных достопримечательностей столицы видеоинсталляция вырывается из пространства павильона на просторы ВДНХ».
Композиционным и смысловым центром одного из залов является горельеф «Знаменосцу мира — советскому народу слава!» (1954), созданный специально для Центрального павильона группой скульпторов во главе с Евгением Вучетичем.
Панно — это многоплановый живописный рельеф, приемы и композиции которого появились еще в ХV веке в эпоху итальянского Ренессанса. Основной метод изготовления рельефа — чем ближе к зрителю, тем объемнее фигура. Хотя реальная глубина рельефа составляет всего 62 сантиметра, создается впечатления огромного пространства, уходящего на многие метры в даль. В панно представлена грандиозная демонстрация, что должно было символизировать масштаб сталинской эпохи. На заднем плане знаковые сооружения того времени — здание Ленинской библиотеки на Воздвиженке, высотное здание гостиницы «Ленинградская» на площади трех вокзалов, Шуховская башня на Шаболовке и здание Цимлянской ГЭС на реке Дон.
В следующих залах — работы «Лето» (1960) Пластова А.А., «Колхозный праздник» (1937) Герасимова С.В., «Спартакиада народов СССР» (1932) Лучишкина С.А..
На работе «Последний караван» Ромаса Я.Д. (1964) — вид шлюза №9 (Карамышевский гидроузел) на реке Москве в районе Карамышево (Москва).
Фрагмент оформления одного из залов Центрального павильона — карта машинно-тракторных станций в СССР (1954) в зале «Победа колхозного строя СССР». Первоначально полотно возглавлял лозунг «Машинно-тракторные станции — решающая сила в развитии колхозного производства, важнейшие опорные пункты в руководстве колхозами со стороны социалистического государства», но в 1958 году его изменили на «Укрепление материально-технической базы — важнейшее условие дальнейшего подъема сельского хозяйства».
Картина «У могилы друга» Нисский Г.Г. (1964) и фрагмент оформления следующего зала.
В нем расположено полотно Бориса Щербакова «Молочно-мясное животноводство в СССР». Картина выполнена маслом, на ней изображено стадо коров и быков, которое пасется у реки, также на холсте есть фигуры молочниц и доярок, животноводческие фермы и линии электропередачи. Над полотном воссоздали лозунг, он был и в 1958 году: «В ближайшие годы догоним США по производству мяса, молока и масла на душу населения».
Центром выставочных площадей является купольный зал — исторически зал Сталинской конституции: «Этот зал высотой более 30 метров напоминает римский Пантеон. И, как полагается подобным архитектурным сооружениям, на потолке сделан окулюс. Так в античных храмах назывались потолочные отверстия, через которые люди видели солнце, а боги — людей. Но здесь это отверстие не сквозное, в центр поместили звезду — символ советской власти». Под куполом по периметру золотом написаны первые строчки гимна СССР: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь». А ниже — гербы 16 советских республик, к которым в 1950-е относилась и Карело-Финская.
В центре стоит макет композиции Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», по периметру — работы скульпторов 1930–1950-х годов.
«Юная стахановка хлопковых полей Мамлакат Нахангова» (1940), Рындзянская М.Д.
«Рабочий. Трудовая победа» (1950), Соколов В.Н.
«Хлеб» (1939), Мухина В.И.
«Шахтер» (1937), Лебедева С.Д.
«Мечтания» (1957), Белашова Е.Ф.
«Юноша со звездой и знаменем» (1937), Шандр И.Д.
«Девушка с веслом» (1935), Шандр И.Д.
С четырех сторон зала когда-то располагались панно о счастливой жизни советских граждан, но сейчас сохранились лишь два. На первом работа Александра Герасимова «Расцвет культуры народов СССР. Студенты у здания МГУ» в соавторстве с Г.Н. Горелов, Н.Ф. Денисовский, Н.И. Дрючин, Р.Д. Зеньков, А.С. Папикян (1954).
Второе панно — «Советский народ имеет право на отдых (в доме отдыха на Черноморском побережье)» — художник Отрощенко С.Б. (1954): радостные девушки в пестрых платьях и мужчины в белых костюмах и полосатых пижамах (такая была курортная мода в те годы) гуляют вдоль черноморского побережья, кипарисов и дворцов с колоннами.
Репродукции двух не сохранившихся панно представлены на информационных стендах. На одном — работа Александра Герасимова «Открытие Волго-Донского канала» (1954). На другом — работа художника Степан Кириченко «Депутаты Верховного Совета в Кремле» (1954).
Завершается выставка в зале Великой Октябрьской революции, который посвящен событиям первых лет советской власти. На стенах в красном и золотом обрамлении картины художника Павла Соколова-Скали «Штурм Зимнего дворца» и «Ленин провозглашает советскую власть на 2-м съезде Советов» (1954).
Дата проведения выставки: с 21 ноября 2024 года по 7 сентября 2025 года
Время работы: С 10:00 до 19:00, выходной — понедельник.
Стоимость: 500 рублей
Адрес: Москва, проспект Мира, 119, строение 1
Как добраться: ближайшее метро — станция «ВДНХ», далее пешком 15 минут.
На карте: